Редакция NEWSru.com обратилась за комментарием о выборах в Абхазии к известному этнологу, заведующему сектором Кавказа Института этнологии и антропологии РАН Сергею Арутюнову.
NEWSru.com: Будут ли выборы и их итоги в непризнанной республике считаться законными?
- Что касается соответствия закону самой процедуры выборов, то в Абхазии она была гораздо более легитимной, чем, например, в Чечне, где выборы были превращены в фарс. Там не было вброшенных бюллетеней, не было таких эксцессов, как на сельских чеченских участках, где староста деревни заполнял бюллетени за всех местных жителей. В Абхазии выборы проходили реально, там была предвыборная борьба. Махинации, конечно, были, но не столь нахальные, как в Чечне. А что касается права Абхазии проводить у себя выборы, я считаю, что это право имеют каждый народ и любая территория, независимо от того, признают ее где-нибудь или нет.
- А сравнительно с последними президентскими выборами в Грузии?
- А выборы в Грузии были совершенно нормальные. Грузины просто не позволили бы так над собой издеваться, как сегодня это делается в России. Чеченцы тоже не позволили бы, но сидя под дулами автоматов, зная, что выборы - фарс, они просто повернулись к ним спиной, предоставив власти самой сделать свое грязное дело.
- Владислав Ардзинба правил Абхазией долго, и ситуация там несколько окостенела. Насколько выборы изменят жизнь в республике?
- Ардзинба, если бы был здоров, как-нибудь устроил бы себе посиделки и на более длительный срок. Претендент Хаджимба продолжает линию Ардзинбы, Багапш ее несколько модифицирует. Разница между ними, как между демократами и республиканцами в США, или как между лейбористами и консерваторами в Англии: одни чуть-чуть левее, другие чуть-чуть правее. Хаджимба будет более непримирим по отношению к Грузии, Багапш может оказаться несколько более склонен к компромиссам (поэтому мне кажется, что его позиция более устроила бы абхазский народ, нежели ястребиная позиция Хаджимба). Но в общем, и тот, и другой не очень готовы к компромиссам, как и Грузия не готова. Раньше и та и другая сторона вообще не хотели говорить ни о каких компромиссах: сто процентов нам - ноль вам. А сейчас сама идея компромисса не отвергается, но понимается так: восемьдесят (а лучше девяносто) процентов нам, остальное, так и быть, вам. Так что принципиальной разницы между кандидатами нет, а есть некоторые нюансы, но не коренной поворот во внутренней и внешней политике.
- У Абхазии есть две ключевые проблемы: взаимоотношения с Тбилиси и с Москвою. Как они будут решаться после выборов?
- Как бы не хотели русские фашисты присоединить или аннексировать Абхазию, мировое сообщество этого никогда не позволит сделать. В то же время Абхазия всегда будет пророссийской, она не будет прогрузинской в обозримом времени. Если бы у России были нормальные отношения с Грузией, то можно было бы, например, договориться об установлении над Абхазией совместного российско-грузинского протектората. Это один вариант, другой вариант, более дальний - это предоставление Абхазии в Грузии такого же статуса свободно присоединившегося государства, какой имеет Пуэрто-Рико в составе США. Но абхазам и это кажется слишком большой уступкой. А грузины пока что хотят большего.
- А нынешний статус - никем не признанной независимости - как долго может сохраняться?
- Эта независимость существует с 1992-го года, отвоёвана в войне к сентябрю 1993-го. Так что ей уже 11 лет. А фиктивная независимость непризнанного Северного Кипра существует уже 30 лет, и еще столько же может просуществовать, если не больше. Вот и ответ на вопрос.
- Путин откровенно поддержал одного из кандидатов...
- Ну кто такой Путин? Можно подумать, он - Иоанн IV Грозный, который может править единолично, опираясь на опричнину. Наша опричнина, конечно, поддерживает Хаджимбу. Конечно, Багапш тоже не дурак, он найдет в Москве общий язык. Он тоже "не продался грузинам" и заинтересован в нормальном будущем Абхазии. У него тоже сложатся хорошие отношения с Россией. С той разницей, что Хаджимба был бы полностью управляемой марионеткой, а Багапш - более-менее с претензией на самостоятельность.