Михаил Ходорковский. Из переписки
Архив NEWSru.com
Помимо нескольких статей с интервью в российских СМИ время от времени появляются ответы Михаила Ходорковского на вопросы читателй этих изданий. Михаилу Ходорковскому пишут мужчины и женщины, дети и взрослые, подданные России и граждане других стран. Вологодские дворники и бразильские юристы. Ходорковскому задают вопросы. Спрашивают не обязательно о нефти, ЮКОСе и судебном процессе: интересуются, какие условия у него в тюрьме, есть ли в камере доступ к газетам и книгам и о многом другом.

Ходорковский на эти вопросы отвечает.


Я сторож и дворник в школе. Плохо, что у нас никто не хочет работать нормально. А сам я в этом месяце много работал. Выпало три нормы осадков, ришлось все убирать. Вот я написал Вам про нашу жизнь и прошу, чтобы Вы ответили. А еще: какое Ваше мнение о прессе? Что Вы там читаете?

Анатолий Анатольевич Третьяков, дер. Лодейка, Вологодская область

Уважаемый Анатолий!

Большое спасибо за письма, фотографии и газеты. Простите, что не успеваю Вам отвечать сразу. Здесь у меня довольно много работы, но не так уж много интересных событий, о которых хотелось бы рассказывать. Хотя в целом все нормально. Читаю я более 50 изданий, так что имею более-менее точную картину. Сейчас лучшая информация в интернете, но, к сожалению, у меня нет доступа к нему.


Мне 11 лет, я учусь в одесской школе № 31. Желаю счастья, удачи и здоровья, надеюсь, у Вас будет все хорошо. Посылаю Вам свой рисунок воздушного шара. Рисунок называется "Я хочу, чтобы Вы улетели на этом шаре из тюрьмы". Жду вашего ответа.

Андрей Подлубный, Одесса

Дорогой Андрей!

Спасибо за письмо, поздравление и рисунок. Здесь, в тюрьме, получить такое письмо особенно приятно. Двадцать лет назад, будучи студентом, я несколько месяцев проработал в Одессе и навсегда полюбил ваш город.

Сейчас у меня самого четверо детей. Старшему сыну двадцать, дочери почти четырнадцать, младшим — шесть. Я, конечно, по ним скучаю и надеюсь скоро встретиться.


А Вам не кажется, что если надо было кого-то сажать в клетку за долги перед Россией, то Вас — самым последним?

Татьяна Гладштейн, Московская область

Уважаемая Татьяна!

Раньше я боялся, что мои друзья — "на хорошие времена". Но оказалось, что большая часть старых друзей и почти все новые — настоящие, чему я очень рад.

По-моему, даже совсем небогатые люди уже поняли: разрушение крупнейшей нефтяной компании России в их кошельки ничего не прибавило, да и не для того делалось. Я надеюсь отстоять свою репутацию, несмотря на "причудливость" нашего правосудия. Если не в суде, то хотя бы в глазах людей.


[Пер. c англ.] Я юрист и хотел бы Вам помочь. То, что с Вами происходит, не должно происходить. Пожалуйста, сообщите, чем можно Вам помочь.

С уважением,

M.S., Бразилия

Уважаемый M. S.!

Большое спасибо за сопереживание.

Я не думаю, что сейчас Вы можете оказать какую-то реальную помощь, но за предложение — большое спасибо. Я никогда не был в Бразилии, хотя и встречался со многими Вашими согражданами на международных конференциях. Некоторых из них неплохо знаю. Может быть, когда-нибудь сумею побывать в Сан-Паулу, и тогда мы, надеюсь, встретимся.


Первый раз я написала Вам почти год назад, я тогда сходила на фильм "Страсти Христовы" и отчего-то подумала о Вас.

Mirna, Кемерово

Уважаемая Mirna!

Жалеть меня действительно не надо.

Мой путь непрост, но он мой, и я его должен пройти. Жалко людей. Родных, близких, друзей, коллег, которым приходится непросто, но они верят в меня, и от этого, возможно, нам всем немного легче.

Нам всем сейчас очень важно понимать правду. Правда же в том, что нам пытаются подсунуть бюрократический капитализм вместо олигархического.

Второе тоже плохо, но шла эволюция бизнеса, и с девяностых годов страна сильно продвинулась к построению нормального общества. Сейчас происходит попытка возврата к девяностым с использованием силовых методов.

Надеюсь, что прививка "делом ЮКОСа" окажется достаточной.


Я помню, как трудно было в 1985—1989 годах, самое радужное время современности, раскачать на какую-нибудь уличную выставку на Арбате самую радужную часть общества. Потом были бессмысленные толпы у Манежа, которые подняли наверх какую-то накипь, оставив впечатление, что умные и порядочные люди повымерли на Руси. В последнее время у меня развилась отчаянная раздражительность от ситуации стадной безропотности россиян. Хочется как-то самому вложить лепту в осушение болота.

Виталий Зюзин, Chateau du Moulin de Senlis, Франция

Уважаемый Виталий!

Я убежденный глобалист в том смысле, что считаю важной именно личность человека, а не то место, где он живет. Где чувствуешь себя на своем месте, там и надо жить.

Я ощущаю себя дома только в России, хотя много помотался по миру. Поэтому я и остался, да и и не по мне уклоняться от драки.

Я верю, что, даже живя во Франции, в такой прекрасной стране, Вы не забываете о Ваших корнях. Может быть, мы все-таки сумеем построить общество, в которое Вам и Вашим детям захочется вернуться без боязни.

Толчком мне послужила Ваша статья о событиях в Беслане — тогда Вы призывали как истинно верующий: "Что мы еще можем делать, только молиться". Когда я прочитала, захотелось вам написать письмо, потому что в сердце как кольнуло. Предварительно помолилась, чтобы Господь помог написать его правильно, чтобы не растеряться, а то ноту не ту возьму. Я поняла, что Вы глубоко верующий, не нахватались по верхам, как многие. Я понимаю, что Вы читаете в тюрьме Слово Божие, потому что только там можете найти слово поддержки.


Я Вам посылаю книгу, в ней написано: победитель не тот, кто не проигрывает, а тот, кто не сдается, даже если проиграл. В Вашей жизни сейчас кризис, во всей нашей стране кризис — может быть, отчасти связанный с тем, что происходит с Вами. Но кризис — это двигатель истории. Он и Вас выведет на новый виток. А еще Вы из евреев, а евреи — это Божий народ, Бог его любит и все равно выведет.

Лидия Андреевна Кудерова, г. Сторожевой Томской области

Уважаемая Лидия Андреевна!

Спасибо за письмо. Рад получить весточку из Сторожевого. Благодарен за Ваши молитвы. Именно духовная поддержка многих людей помогает мне и моим друзьям выносить все эти испытания не ожесточаясь, сохраняя веру в лучшее в душе.

Я вообще убежден, что Бог дал человеку свободу воли, чтобы человек сам выбирал свой путь на Земле.

Бог дал человеку Веру, чтобы поддержать и укрепить его в этом поиске.

Бог дает человеку испытания, чтобы помочь измениться, перейти на новую ступень самопознания. Это новая возможность. Обида же — удел слабых. Задача сильных — не размениваться на бесплодные переживания, а идти вперед.

Наверное, Господь счел, что, для того чтобы учить других, я должен сам посмотреть на жизнь с другой стороны.

Больно, но справедливо.


"Дело "ЮКОСа" показало мне, матери двух сыновей (16 и 18 лет), вот что: выгоднее воспитывать детей не порядочными, а успешными. Успешно на сегодня — циничный, слепо лояльный, знающий, что "плетью обуха не перешибешь", и, конечно, член правящей партии. Порядочный — человек с идеей и идеалами. Свободный, яркий в своей независимости. То, что сделали с Ходорковским и Лебедевым, мне ясно показало: порядочность и успешность в моей стране несовместимы. Или Вы, Михаил Борисович, до сих пор уверены в обратном? Из письма Людмилы Семигиной, Пермь.

Уважаемая Людмила!

После всех испытаний, выпавших на мою долю, я могу со всей уверенностью сказать, что успешный человек — это тот, кто находится в ладах со своей совестью и честью. Деньги и власть — преходящие ценности. Они не стоят того, чтобы ради них идти на сделки с совестью. Успешна любая яркая самостоятельная личность, которая интересна окружающим вне зависимости от материального положения или места в бюрократической иерархии. Сейчас в стране эпоха временщиков. Но она пройдет, и вновь будут востребованы лучшие человеческие качества: порядочность, трудолюбие, ум. Успеха Вам и Вашим сыновьям!


Чиновники решили стать собственниками государства, а не наемными служащими. Я правильно понимаю истинную причину захвата "ЮКОСа"?"

Сергей Пантелеев, студент, Москва.

Уважаемый Сергей!

Они хотят стать не собственниками государства, а собственниками конкретного имущества, в частности самой успешной компании страны — НК "ЮКОС". Или, точнее, доходов от нее. Вы правы в том, что захват и разграбление "ЮКОСа" эти люди производят, прикрываясь лозунгами об интересах государства. Это, конечно, не так. Развал "ЮКОСа" наносит колоссальный ущерб интересам России. Эти чиновники просто обманывают общество, выдавая личные интересы за интересы государства.


Вам не обидно, что Ваши друзья скрылись за границей, вместо того чтобы, плюнув на все риски, приехать к Вам и Платону?"

Гоблин, с форума "Новой газеты"

Уважаемый Гоблин!

Я даже врагу не пожелаю сесть в тюрьму. А тем более — другу. Поэтому я очень рад за всех моих друзей, которым удалось избежать ареста. А больше всего переживаю за моих товарищей и коллег, которые были арестованы по делу "ЮКОСа". В первую очередь — за маму двух маленьких детей Светлану Бахмину.


Вы имели возможность наблюдать за разными людьми из-за решетки. У Вас больше хороших открытий или разочарований? Игнатьев и Короб, Самара.

Уважаемые господа!

Мое главное хорошее открытие — десятки тысяч простых жителей России, которые прислали мне в тюрьму письма со словами солидарности и поддержки. Не верю я околовластным идеологам, которые врут, обманывая себя и окружающих, что русский народ, дескать, заходится в вопле "Ату его!". Разочарования тоже есть. Например, я лично с детства любил — и люблю сейчас — некоторых из подписавших скандально известное "письмо пятидесяти". Но, еще раз подчеркну, хорошего я узнал про моих сограждан гораздо больше.


Вас заставляют начать жизнь с нуля. Вы найдете в себе силы или главное дело Вашей жизни осталось в прошлом? Вера, Томск

Уважаемая Вера!

В тюрьме я понял одну простую, но сложную вещь: главное — быть, а не иметь. Важна человеческая личность, а не привходящие обстоятельства. Бизнес для меня остался в прошлом. Но новую жизнь я начинаю не с нуля, поскольку со мной огромный опыт жизни предшествующей. И я даже благодарен судьбе за уникальный шанс прожить две жизни, пусть даже этот шанс был получен мной таким тяжелым образом.


Что нужно себе сказать, чтобы остаться личностью в условиях ее подавления?

Алексей Нильченко, 19 лет, Москва.

Уважаемый Алексей!

Для любой личности важно оставаться собой, не сломаться под давлением обстоятельств. Нельзя идти на компромисс с совестью. Тот, кто живет и ведет себя достойно, всегда в конечном счете будет вознагражден. А мерзость и подлость неизбежно будут наказаны.


Михаил Борисович! Вы сами как думаете, почему Вас и Платона Лебедева весь процесс держали в клетке и водили в наручниках? Вы буйные или это акция устрашения такая?

Алексей Симкин, Москва.

Уважаемый Алексей!

Такова формальная процедура. Я не обижаюсь на тюремщиков — они выполняют свою работу. В конце концов, мы родились в стране, половина жителей которой прошли через тюрьму. Мы прямые потомки ГУЛАГа. Как же здесь без наручников? Пройдет время, и наши головы и души освободятся от тюремного наследия, тогда и руки станут свободными.


Полностью переписка публикуется в "Новой газете" и в "Большом городе".