В большинстве случаев данная процедура осуществляется с помощью Интерпола. Прокуратура страны, требующей выдачи своего гражданина, должна направить в штаб-квартиру Интерпола запрос-ориентировку с разъяснением, в чем он обвиняется и на каком основании.
Затем Интерпол принимает решение об объявлении человека в международный розыск.
Если лицо, на арест которого есть санкция Интерпола, задержано на территории какого-либо государства, суд этого государства должен принять решение о выдаче разыскиваемого.
Только после принятия положительного решения судом происходит собственно передача преступника.
Участие Интерпола не является обязательным, и экстрадиция может осуществляться на основе двусторонних соглашений. Процедура при этом выглядит примерно так же.
Весь процесс сопровождается гигантской бюрократической перепиской между странами и занимает обычно несколько месяцев.
В уголовных делах, которые подпадают под категорию международных, прежде всего возникают три вопроса:
1. Юрисдикция, т.е. в какой стране проводить следствие и суд?
2. Международные аспекты судебных слушаний, например, явится ли обвиняемый из страны А на суд в страну Б?
3. Признание и исполнение иностранных судебных приговоров, т.е. будет ли приговор, вынесенный в стране А, приведен в исполнение в стране Б?
Основной принцип определения юрисдикции в уголовных делах заключается в определении того, насколько компетентны органы следствия и суд страны, где предположительно было совершено преступление, в расследовании данного дела и в вынесении судебного решения.
Кроме того, принимается во внимание и то, где практичнее всего вести следствие и выносить судебное решение.
Эти два критерия - компетентность и практичность - лежат в основе так называемого "принципа территориальности", основополагающего для международного уголовного права.
Поэтому в международном контексте приобретают особое значение двусторонние соглашения о выдаче подозреваемых. Между Россией и Швейцарией такого соглашения, кстати, не заключено.