Всего два дня спустя после теракта 11 сентября Сенат США одобрил "Акт по борьбе с терроризмом" (Combating Terrorism Act of 2001), расширяющий возможности полиции по прослушиванию частных переговоров и позволяющий ей вести слежку в интернете. Для организации слежки за пользователями сети ФБР не будет обязано получать разрешение суда. Теперь любой прокурор США может санкционировать установку системы слежения Carnivore, используемую ФБР. До принятия данного акта использование этой системы жестко регулировалось.
Согласно Акту по борьбе с терроризмом, прокуроры могут санкционировать надзор на 48-часовой период без санкции суда.
Правозащитная организация Human Rights Watch была обеспокоена тем, что "Патриотический акт" дает спецслужбам полномочия по прослушиванию телефонных разговоров, перлюстрацию личной переписки и Интернет-сообщений, проведение обысков у граждан и неграждан США, заподозренных в пособничестве террористам.
В ноябре 2002 г. Минюст США, выполняющий функции Генпрокуратуры, добился судебной санкции на проведение агентурно-оперативных мероприятий против лиц, подозреваемых в причастности к террористической деятельности, без соблюдения процессуальных формальностей, применяемых в обычных уголовных делах.
Минюст и ФБР получили возможность проводить секретные операции внутри страны с минимальными, по правовым меркам США, формальностями. Для этого достаточно наличия у ФБР "веских оснований полагать", что подозреваемые являются "членами террористической группы или агентами иностранной державы".
Апелляционный суд в Сан-Франциско подтвердил законность неограниченного по времени содержания под стражей боевиков "Аль-Каиды" и талибов на базе в Гуантанамо (согласно судебному решению на них не распространяются американские конституционно-правовые гарантии, включая предъявление обвинения, доступ адвокатов и т.п.).
Закон США "О национальной безопасности и системе регистрации въезда-выезда", включает в "группу повышенного риска для национальной безопасности" граждан Ирана, Ирака, Ливии, Сирии и Судана, которые при пересечении американской границы подлежат в обязательном порядке фотографированию, дактилоскопии и регистрации.
При Пентагоне создано новое бюро "Оперативного информационного реагирования". Задача - сформировать на основе последних технологий своего рода поисковую систему, которая сможет прочесывать практически все существующие базы данных для выявления подозрительных групп или лиц. Просвечена будет и сугубо личная информация: электронная почта, данные анкет, кредитные и телефонные счета и т.д.
В Великобритании в рамках борьбы с терроризмом главным законодательным актом, внесшим после терактов в США целый ряд ограничений в осуществление прав и свобод граждан в Великобритании, стал Закон о борьбе с терроризмом, преступностью и безопасности от 14.12.2001 г.
Правительство Великобритании признает, что нормы этого Закона нарушают нормs Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (запрет взятия и содержания под стражей без решения суда), но мотивирует это террористической угрозой.
Так, одобренное парламентом британо-американское соглашение о сотрудничестве в борьбе с терроризмом позволяет брать под стражу без судебной санкции лиц, подозреваемых в террористической деятельности и не имеющих британского гражданства.
Закон о борьбе с терроризмом превратил, по мнению экспертов, британское антитеррористическое законодательство в самое жесткое в Европе. Оно, в частности, предусматривает возможность бессрочного тюремного заключения иностранцев, подозреваемых в причастности к терроризму, без предъявления обвинения. Любой из них, правда, имеет законное право выйти из тюрьмы при условии немедленного выезда с британской территории.
Законом усилена ответственность финансовых учреждений: уголовно преследуется недонесение о подозрительных банковских счетах, которые могли иметь отношение к терроризму, если для подозрений были "разумные основания".
Закон также обязал британскую таможню и финансовых инспекторов делиться служебной информацией с правоохранительными органами, предоставил более широкий доступ к информации транспортных организаций о перевозимых пассажирах и грузах. Кроме того, Закон уполномочил правоохранительные органы замораживать финансовые счета подозреваемых лиц уже в самом начале следствия.
По мнению британских правозащитников, перечисленные положения Закона явно ограничивают права и свободы граждан. Сами граждане, как показывают опросы общественного мнения, особо против ужесточения мер антитеррора не протестовали и не протестуют.
Во Франции принят Закон "Об ориентации и планировании в области внутренней безопасности", который наделяет правоохранительные органы правом прямого и дистанционного доступа к негосударственным (банковским, корпоративным и т.д.) базам данных при наличии санкции суда. Расширение права доступа к информации без санкции ее владельца предусматривается и в Законе "О внутренней безопасности", одобренном французским Сенатом.
Некоторые нормы закона критикуются правозащитными организациями за отказ от принципа презумпции невиновности. Так, "Закон о внутренней безопасности" как состав преступления рассматривает присутствие двух и более лиц на лестничных клетках или в подъездах жилого дома, что априори считается потенциальным источником опасности для жильцов.
Особым гонениям после 11 сентября 2001 г. подверглись беженцы и вынужденные переселенцы: в Австралии принят закон о принудительной высылке с континента нелегальных эмигрантов как потенциальной среды для будущих террористов;