Причина дефицита топлива по привычным ценам - отказ Московского нефтеперерабатывающего завода заключать октябрьские контракты на продажу нефтепродуктов практически со всеми сетями, рассказывает владелец московской сети АЗС: там запасаются нефтепродуктами в преддверии капитального ремонта.
Выбирать сетям приходится между трейдерами и соседними заводами. И у первых, и у вторых, с учетом транспортировки, цена за литр Аи-95 на днях перевалила за 30 рублей. "Те, кто еще работает, продают ниже себестоимости", - утверждает собеседник агентства.
Для существования заправки минимальная разница в цене между покупаемым оптом и продаваемым в розницу товаром должна составлять 10%, а сейчас для многих она близка к нулю. На фоне этого розничные цены, естественно, продолжают расти (на 10–20 копеек в неделю по всем видам топлива), но темпами не такими резкими, как этого требуют законы рынка.
Отставание роста цен независимые участники рынка объясняют просто: ручное госуправление, державшее цены на месте несколько месяцев до и после президентских выборов, ослабляют постепенно, чтобы потребители не заметили резких ценовых скачков.
В аналогичном положении оказываются и сети вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), и независимые АЗС. Однако ВИНКи имеют возможность переносить центр прибыли в звено нефтепереработки или нефтедобычи, а вторым приходится останавливаться и обвинять Федеральную антимонопольную службу в игнорировании явного демпинга.