Как пишут "Новые известия", в 2003 году Лобовая купила в автосалоне новый автомобиль марки Volvo. Спустя примерно год она, как обычно в холодную погоду, включила функцию обогрева салона, чтобы на утро сесть с дочкой в прогретый салон. Volvo в это время стоял во дворе дома.
"Я услышала, как сработала сигнализация, а потом увидела, что из передней фары выбивается пламя. Я выбежала в ночной рубашке на улицу и попыталась затушить пламя снегом, сосед прибежал с огнетушителем. Ничего не получилось, вызвали пожарных, но машина сгорела в считанные минуты. Мне и представить страшно, что бы случилось, если бы мы сели в машину. Нас спасло только чудо – почему-то в то утро мы медленно собирались в школу", - рассказывает Лобовая.
Женщина решила выяснить, имеет ли она право на получение страховки за сгоревшую машину. В правоохранительных органах завели по ее просьбе уголовное дело, но потом оно было прекращено: следствие установило, что поджога не было. Вероятная причина пожара – техническая, а это уже не страховой случай.
Тогда Лобовая подала иск в суд. По словам ее адвоката, сначала москвичка пыталась обратиться в автосалон, где ее доверительница приобрела машину, однако выяснилось, что он являлся так называемой "фирмой однодневкой" и его найти невозможно.
Представительство Volvo не могло выступать в качестве ответчика, так как не являлось юрлицом.
Подавать в суд на шведского автопроизводителя также смысла не было, так как между Россией и Швецией не подписана конвенция о правовой взаимопомощи, и решения российского суда не являются обязательными для шведской стороны. А судится на территории Швеции очень дорого, учитывая расходы по перевозке и хранению автомобиля и помощь местного адвоката.
Лобовая решила подать иск к импортеру машин, который находится во Всеволожске. Спасал тот факт, что Volvo сгорела в период гарантийного срока.
Адвокат ЗАО "Форд Мотор Компани" рассказал, что экспертизы установили, что возгорание в моторном отсеке было связано с неправильной установкой дополнительного оборудования, которое осуществляла фирма, не связанная с Ford, а также то, что был совершен поджог автомобиля.
"Мы же считаем, что пожар в автомобиле возник не в связи с наличием неисправности, допущенной по вине импортера. В любом случае импортер не отвечает за неисправности. Здесь речь идет об ответственности изготовителя или продавца", - говорит защитник Всеволожского автопредприятия.
По словам экспертов, случай со сгоревшей Volvo довольно типичен. Столкновения с фирмами-однодневками не редки. Они исчезают бесследно, и с них невозможно ничего потребовать. При этом и импортеры не всегда соглашаются платить.
Лобовая проиграла иск в Гагаринском и Мосгорсуде и обратилась в Верховный суд РФ, который занял ее сторону и указал, что моментом возникновения спорных правоотношений следует считать обнаружение недостатков в автомобиле – то есть время его возгорания, а не приобретения.
"Я уверен, что в данном случае поджог автомобиля как причина пожара абсолютно исключается, – заявил "НИ" один из самых крупных российских специалистов в области конструкции и эксплуатации автомобилей Юрий Глумов, делавший по этому делу экспертное заключение. – Для однозначного определения причины возгорания необходима комплексная экспертиза".
Решение ВС по этому делу было опубликовано в "Бюллетени Верховного суда РФ" под номером 8 за 2009 год. Это носит знаковый характер: впервые главным судом страны определен момент, с которого автовладелец-потребитель имеет право предъявлять требования к импортеру. Теперь это станет "руководством к действию" для других судов.
На днях будет проведена экспертиза того, что осталось от сгоревшего автомобиля Volvo, после чего Гагаринский суд приступит к новому рассмотрению спора между импортером и автовладельцем.