Согласно материалам дела, члены кооператива - собственники квартир - на общем собрании приняли решение об установке шлагбаумов, чтобы ограничить доступ во двор посторонних машин. Изначально истица получила место парковки, и ей выдали ключи от шлагбаума, однако впоследствии по решению остальных автовладельцев ей фактически установили запрет как на свободный проезд к дому, так и на стоянку автомобиля во дворе.
Причем такой запрет распространился не только на саму заявительницу, но и членов ее семьи.
В решении автовладельцев ЖСК указано, что женщину ограничили в правах за нарушение порядка парковки, однако о каких именно действиях истицы идет речь, не уточняется.
Указывается, что заявительница неоднократно старалась решить конфликт мирным путем и пыталась убедить соседей выдать ей брелок от шлагбаума, однако после безуспешных попыток она обратилась в суд.
Ни столичный Мещанский суд, ни Мосгорсуд ее требования не поддержали.
Московские суды сочли, что раз истицу лишили парковки по установленному "Эстетикой" порядку, то нарушения ее прав не было, ведь доступ к своей квартире, собственником которой она является, женщина имеет, а место для стоянки машин не входит в обязательный "бонус" к квартире.
Однако судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда нашла эти выводы не соответствующими нормам Гражданского и Жилищного кодексов, а также положениям пленумов Верховного и Высшего арбитражного суда.
Собственнику помещения в многоквартирном доме принадлежит безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом многоквартирного дома, напоминает ВС. "Какие-либо способы ограничения или лишения собственника помещения в многоквартирном доме такого права действующим законодательством не предусмотрены", - отмечается в решении.
Суд также подчеркнул, что решение общего собрания автовладельцев не предусмотрено законом в качестве основания для возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей и не может повлечь гражданско-правовые последствия в виде ограничения права собственника на использование придомовой территории многоквартирного дома.
В результате ВС отменил определение и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.