"Количество угонов в России сегодня неуклонно растет. Мы считаем, что необходимо ужесточить ответственность за кражу автомобилей и исключить понятие "угон", - заявил на пресс-конференции в среду
Лысаков.
Он пояснил, что сегодня благодаря понятию "угон" правонарушителю
удается избежать наказания либо отделаться условным сроком или штрафом. Поэтому и необходимо изменить формулировки ст.166 УК РФ, исключив из нее фразу "без цели хищения", а также увеличить сроки наказания за это преступление, передает "Интерфакс".
Лысаков напомнил, что эта статья в УК появилась в 1965 году, когда автомобили в СССР были в диковинку и машину могли действительно взять покататься, а потом бросить. Но сегодня это многомиллиардный криминальный бизнес.
"Для этого специально привлекают молодежь или подростков, которые почти ничем не рискуют, угоняя машины, - сказал депутат. - Угнал он машину, а потом заявил, что просто хотел покататься. Какая мне разница, фактически он завладел моим имуществом без моего разрешения. Это чистой воды кража, следовательно, и наказание должно быть соответственным".
Лысаков отметил, что сегодня около 52% угонов заканчивается условным
сроком либо штрафом. "Мы предлагаем ужесточение ответственности со сроком от 5 до 15 лет при отягчающих обстоятельствах", - сказал депутат.
За что именно и на какие сроки предлагают сажать до 15 лет
Напомним, пока наказание по ч.1 ст.166 УК РФ составляет либо крупный штраф, либо лишение свободы на срок до 5 лет. Предлагается же увеличить тюремные сроки до 7 лет.
Ч.2 ст.166 УК РФ сейчас предусматривает наказание в виде крупного штрафа или заключения на срок до 7 лет. Но депутаты предлагают увеличить до 10 лет срок заключения за кражу автомобиля группой лиц по предварительному сговору или с применением не опасного для жизни насилия.
Ч.3 ст.166 УК РФ, применимая в случаях организованных преступных групп или преступников, причинивших особо крупный ущерб, сейчас грозит 10 годами лишения свободы. Предлагается увеличить срок до 12 лет.
И, наконец, ч.4 ст.166 УК РФ предусматривает пока наказание за аналогичные деяния с применением насилия, опасного для жизни и здоровья граждан, в виде лишения свободы на срок до 12 лет. Поправки, предложенные депутатами, увеличивают этот срок до 15 лет.
Отметим, что в Европе и США действует более жесткое законодательство, чем сегодня в России, и количество угонов там снижается. "В Германии даже за угон велосипеда могут посадить в тюрьму", - сказал Лысаков.
Страховщики также выступают за поправки в УК
В свою очередь страховщики также планируют инициировать законопроект об ужесточении ответственности за автоугоны.
Инициирование законопроекта об усилении ответственности за это преступление Союз страховых организаций (ССО) считает одним из приоритетных направлений законодательной деятельности.
Как отметил президент Союза Александр Коваль на встрече с журналистами, попытки депутатов Госдумы РФ и страховщиков
пролоббировать подобный законопроект предпринимались не один раз, но
оказались неудачными.
"В результате страховщики отказываются принимать на страхование
определенные марки автомобилей, популярные у угонщиков, или выставляют по ним "запретительные" тарифы", - сказал Коваль.
Глава Союза полагает, что настало время вернуться к вопросу об
ужесточении наказания за хищение автотранспорта.
Раскрываемость угонов составляет всего 19%
В конце декабря 2012 года начальник 15-го отдела Главного управления угрозыска МВД РФ Виктор Шаталкин озвучил цифры раскрываемости преступлений, связанных с угоном автомобилей в целом по России.
Как передавало РИА "Новости", до 2010 года число угонов на территории РФ снижалось, однако после начался рост. Сейчас же раскрываемость таких преступлений составляет всего 19%.
Больше половины угонов на территории России совершается в двух столицах. "Большое количество угонов автомобилей в России происходит в центральной части и на северо-западе. Около 55% краж автотранспорта происходит в Москве и Петербурге", - рассказал Шаталкин.
Эксперты: надо не сроки увеличивать, а полиции лучше работать
Однако эксперты по противоугонным системам раскритиковали инициативу депутатов, считая, что ужесточение приравнивает угон автомобиля к преступлениям против личности, таким как убийство и изнасилование.
"Если мы считаем угон автомобиля тяжким преступлением, то приравниваем преступление против человека к краже автомобиля, хотя, по сути, это преступление против имущества", - заявил "Газете.Ru" директор по развитию группы компаний "Цезарь Сателлит" Игорь Хереш.
"Если сейчас мы разыскиваем автомобиль и вызываем полицию, то полицейский говорит, что он в первую очередь расследует убийство или изнасилование, а потом займется угоном. У полиции есть приоритет, и он логичен. Сперва преступления против личности, потом - против имущества. Когда документ будет принят, то получится каша: "Убийство или изнасилование? Подождите, у нас тут машину угнали", - иронизирует Хереш, отмечая, что за убийство человека можно будет получить меньше, чем за угон автомобиля.
Эксперт настаивает, что нужно не ужесточать наказание, а повышать раскрываемость угонов. "Понятно, что количество угонов возрастает, но профессиональные юристы объясняют, что просто ужесточать законодательство нельзя, - говорит Хереш. - Представьте: водитель поставил автобус и заснул, и дети взяли ключи и начали кататься - это угон без цели наживы. Мы здесь в городе живем, но не представляем, что творится в селах и маленьких городах, где машину порой берут просто без спроса - покататься. Это, конечно, ненормально, но это не значит, что такого человека надо изолировать от общества на 5-15 лет".
По его мнению, проблема в том, что полиции тяжело доказать, была ли цель наживы. А с внесением поправок все сразу станет просто: сел за чужой руль - получи пять лет.