Рост экспорта в этой сфере наблюдается третий год подряд. При этом итоги 2019 года превзошли ожидания правительства – даже оптимистичный прогноз предполагал, что экспорт составит 3,4 млрд долларов. Аналогичное превышение прогнозных показателей наблюдалось и по итогам 2018 года.
Что же касается структуры экспорта в прошлом году, то первое место в ней вернули себе легковые и легкие коммерческие (LCV) автомобили – на их пришлось 44% экспорта (1,7 млрд долларов). За год объем экспорта легковых машин вырос сразу на 34%. В количественном выражении рост составил 21% (до 113,2 тыс. машин).
Эксперты объясняют резкий рост поставок автомобилей за рубеж восстановлением спроса в странах СНГ. Как напомнил аналитик "ВТБ капитала" Владимир Беспалов, российские автозаводы начали активно развивать экспорт на фоне сильно сократившегося после 2013 года российского рынка. На динамике также сказались господдержка (прежде всего – компенсация части логистических расходов) и расширение сборочного производства российских брендов в Казахстане, где был введен утилизационный сбор.
Крупнейшим поставщиком машин за рубеж остается "АвтоВАЗ": в прошлом году компания продала в других странах около 50 тыс. машин, на 32% больше, чем в 2018 году. Если говорить о других производителях, то группа VW, по словам представителя, экспортировала из России 24,6 тыс. машин, включая 10 тыс. автомобилей Skoda Kodiaq в Европу. Экспорт Nissan из России упал на 27% и составил 4,16 тыс. штук, а УАЗ поставил за рубеж 5,7 тыс. машин (+29%).
По прогнозу партнера EY Сергея Павлова, в 2020 году экспорт легковых автомобилей из России, скорее всего, вырастет на 10-15%, в то время как предпосылок для роста экспорта грузовых автомобилей и автобусов пока не видно.
"На рынок в целом и экспорт из России в частности может сильно повлиять ситуация с эпидемией коронавируса", – добавил Павлов, пояснив, что многие цепочки поставок замкнуты на Китай, а способность китайских фабрик к работе в следующие два месяца остается под вопросом. Кроме того развитие эпидемии может спровоцировать ограничение спроса со стороны частных лиц и компаний.