Грузино-южноосетинский конфликт привел к гуманитарной катастрофе, считает комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг. "Я был в Грузии, был в Цхинвали и Владикавказе, и могу сказать, что эта война привела к гуманитарной катастрофе", - сказал он по окончании встречи со спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым.
Свои оценки и выводы по поводу увиденного Хаммарберг изложит в докладе в конце следующей недели. "Я встречался и слышал рассказы беженцев, жертв войны, и им сейчас нужна помощь. Важной задачей также является разминирование и уничтожение оставшихся от конфликта боеприпасов, которые представляют опасность для людей", - отметил еврокомиссар.
Работа в этом направлении, по его мнению, требует сотрудничества и взаимодействия конфликтующих сторон, чтобы произошел обмен информацией о том, где и когда складировались эти боеприпасы и какие участки были заминированы, сообщает "Интерфакс".
Хаммарберг считает, что конфликт привел к межэтнической вражде, и сегодня необходимо создать условия для возвращения людей в свои дома. "Право на возвращение является главным правом человека. Возвращение должно быть добровольным, и должны быть гарантии безопасности тем, кто будет возвращаться", - подчеркнул комиссар СЕ, отметив, что в этом вопросе должен быть комплексный подход.
Спикер СФ Миронов, в свою очередь, сказал журналистам, что для российской стороны важно такое беспристрастное и неполитизированное мнение со стороны Хаммарберга. "Господин Хаммарберг подчеркивает, что его аспект - это гуманитарная составляющая, а не политическая и военная. Масштабы гуманитарной катастрофы он увидел своими глазами", - подчеркнул Миронов.
По его словам, в ходе встречи с ним Хаммарберг сказал, что политические дискуссии в Европе по ситуации на Южном Кавказе будут непростыми. "Но он (Хаммарберг) называет вещи своими именами, и я уважаю его позицию", - заявил спикер.
Касаясь реакции стран ШОС на действия России в ситуации с Южной Осетией и Абхазией, Миронов отметил, что "в отличие от других организаций, ШОС выразил солидарность России, и это очень важно". "Та реакция, которая была на саммите ШОС в Душанбе, - очень даже неплохо для нас", - подчеркнул он.