В полдень в пятницу, 23 августа, в Берлине в парке Малый Тиргартен, что в пешей доступности от ведомства канцлера и здания Рейхстага, велосипедист подъехал сзади к мужчине, который шел на пятничную молитву. Убийца, как говорят свидетели, выстрелил в жертву из пистолета - сначала в спину, затем контрольным выстрелом - в голову. Увиденное в парке свидетели описывают как "казнь".
Нападавший, по словам очевидцев, сразу стал заметать следы: снял парик, бросил велосипед в протекающую рядом реку Шпрее вместе с оружием - пистолетом с глушителем марки Glock 26 калибра 9 миллиметров. Затем он попытался сбежать на подготовленном заранее мопеде. Но на мужчину обратили внимание двое молодых людей, приехавших в этот район по объявлению об аренде квартиры, и сообщили в полицию. Через короткое время подозреваемый был задержан. Позже аквалангисты выловили из реки и оружие, и велосипед.
В Германии не сразу поняли суть преступления. "Велосипедист убил пешехода", "Россиянин убил грузина", "В Берлине убит исламист" - такие заголовки мелькали в первые часы после убийства. Но постепенно у полиции и прокуратуры сложилась совсем другая картина: не исключено, что Германия впервые столкнулась с заказным убийством, напоминающим расправы российских спецслужб над чеченцами, живущими за границей, пишет Deutsche Welle. Согласно версии следствия, некий "Вадим Сергеевич" убил Зелимхана Хангошвили (он же Торнике Кавтарашвили) по заказу российской спецслужбы для того, чтобы продемонстрировать противникам России, что они нигде не находятся в безопасности, даже в Германии.
Официально прокуратура Берлина, которая занимается расследованием данного убийства, пока сообщила, что следствие проверяет все версии. Однако личные мотивы или связь с наркоторговлей - распространенное занятие в парке Малый Тиргартен - следователи исключают, написала газета Berliner Zeitung. Следователи уверены, что убийство было заказным, пишут FAZ и еженедельник Der Spiegel со ссылкой на источники в следственных органах. Не исключается, что речь идет именно о политическом убийстве.
Косвенно подозрения в заказном характере убийства подтвердило и сообщение о том, что Генеральная прокуратура ФРГ "внимательно следит" за расследованием в Берлине. Обычно федеральные органы подключаются, если усиливаются подозрения в том, что за преступлением могут стоять спецслужбы иностранного государства.
Чеченская община в Берлине крайне встревожена смертью Зелимхана, так как он находился в расстрельном списке чеченцев, живущих за рубежом.
Демонстративный характер берлинского убийства - в общественном месте в дневное время и при свидетелях - имеет сходство с громким делом о расстреле Умара Исраилова, бывшего телохранителя чеченского руководителя Рамзана Кадырова. Он был убит в январе 2009 года в Вене на выходе из супермаркета. Тогда органам безопасности удалось задержать троих из четверых убийц и приговорить их к длительным срокам заключения. Прокуратура в Австрии пыталась допросить руководство Чечни и лично Рамзана Кадырова по подозрению к причастности к этому преступлению, но безуспешно.
Что касается "расстрельного списка", в который якобы входил убитый 23 августа Зелимхан Хангошвили, то о нем правоохранительным органам Германии стало известно именно после расстрела Исраилова. Якобы у Рамзана Кадырова есть "расстрельный список" из 300 чеченцев, которых необходимо ликвидировать.
Как пишет Der Tagesspiegel, "для российских спецслужб мужчина, по-видимому, был не только опасным исламистом, но и предателем, а за его убийством может стоять наместник Москвы в Чечне Рамзан Кадыров". "Кадыров печально известен своей жестокостью, он с чрезмерным насилием боролся с чеченскими повстанцами", - цитирует немецкую газету издание InoPressa.