Reuters

Многотысячные митинги за евроинтеграцию Украины, начавшиеся в Киеве и других городах страны в минувшие выходные, заставили вспомнить о событиях девятилетней давности - "оранжевой революции" 2004 года. Политики и эксперты проводят сравнения и делают прогнозы на будущее, пытаясь определить, насколько опасна, да и опасна ли вообще нынешняя ситуация для власти.

Акции в Киеве стали самыми массовыми со времен "оранжевой революции" - по разным данным, они собрали от 25 до 100 тысяч человек. Украинская оппозиция рассчитывает повторить сценарий, когда итогом протестов на площади Независимости (майдане Незалежности) стала смена власти (поражение Виктора Януковича и победа Виктора Ющенко).

Со стороны слишком многое напоминало 2004 год, свидетельствует корреспондент газеты "Коммерсант-Украина". Но были и разительные отличия. Так, большую часть выступавших представляли "новички" - люди, не участвовавшие в "Майдане" девять лет назад. Да и лозунг тех дней - "Милиция с народом" - участники не вспоминали: если они и заговаривали с бойцами в форме, то для того, чтобы покритиковать их.

- Милиции не удалось разогнать "евромайдан"
- Опрос NEWSru.com: Украина в Евросоюз

Сами политики признаются, что события грядущих дней (протесты решено продолжить вплоть до саммита "Восточного партнерства" в Вильнюсе 29 ноября, где планировалось подписать соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной) не станут "копией 2004 года".

Источники российского "Коммерсанта", близкие к организаторам протеста, признают сложность повторения "Майдана-2004". Они называют несколько причин. Во-первых, сегодня нет того энтузиазма и массового воодушевления, который наблюдался девять лет назад, люди не жаждут новых потрясений. Во-вторых, лидеры оппозиции расколоты, разобщены и едва ли способны стать единой командой.

В-третьих, многих киевлян смущает присутствие в толпе радикалов из ультранационалистической партии "Свобода", подтянувшихся из западных регионов и настроенных непримиримо. В-четвертых, гипотетический вариант силового отстранения от власти Виктора Януковича может спровоцировать раскол страны - восточные и южные русскоязычные области едва ли пойдут за еврореволюционерами.

Наконец, в-пятых, Янукович и его команда понимают, что, потеряв власть, они имеют все шансы оказаться в тюрьме, сменив там Юлию Тимошенко. А значит, сопротивляться будут отчаянно - не в пример 2004 году, пересказывает издание доводы своих собеседников.

Власть не настроена "играться", а эксперты предрекают: к Новому году все успокоится

Премьер Украины Николай Азаров в интервью российскому Первому каналу подтвердил, что поведение власти в этот раз будет отличаться. "Мы будем, конечно, смотреть очень внимательно. Мы знаем, что эти акции финансируются, например. Если это все делается в рамках законодательства, нормально. Если это все делается с нарушением рамок законодательства, то, разумеется, правительство не будет себя вести так, как вело в 2004 году, когда на наших глазах совершенно спокойно осуществлялась технология свержения законного правительства. И тут мы, как говорят, не будем играться", - заявил глава правительства.

Эксперты со своей стороны тоже отмечают отсутствие "революционного" потенциала. У людей нет той энергии, как в 2004 году, сказал "Коммерсанту" украинский политолог Дмитрий Понамарчук. Не отождествлять "оранжевую революцию" и нынешние акции протеста призвал и глава информационно-аналитического центра МГУ по изучению постсоветского пространства Алексей Власов.

"Неважно, вышли ли на улицы 10 тысяч сторонников евроинтеграции или 100 тысяч. В 2004 году всех объединяло возмущение фальсификацией результатов голосования. А сейчас нет такого фактора, который бы легитимизовал происходящее в глазах общественного мнения", - аргументировал он. Власов привел данные, согласно которым 40% украинцев выступают за ассоциацию с ЕС, а 35% поддерживают Таможенный союз.

Под несколько иным углом рассматривает ситуацию редактор отдела политики "Ведомостей" Максим Гликин, но делает похожий вывод: "К тому, чтобы вступить на обетованную землю Большой Европы, оказалось не готово все население Украины, коль скоро оно позволяет так с собой поступать" ("по щелчку" принимать и отменять решения о продвижении в ЕС).

Российские политики и эксперты тоже не прогнозируют второй "оранжевой революции". "Это не мнение большинства народа, а лишь одной группы людей", - сказала зампред Комитета Госдумы по делам СНГ ("Справедливая Россия") Татьяна Москалькова. Глава комитета Леонид Слуцкий (ЛДПР) согласен: "Это небольшая группа людей, не имеющих ничего общего с протестом "Майдана" недавних лет". Более того, Слуцкий заявил: "По нашей информации, это проплаченная массовка".

Директор Института стран СНГ Константин Затулин высказал такое мнение: "В отличие от 2004 года сейчас люди устали от "майданов" и революций. В 2004 году власть сомневалась, колебалась, президент Кучма (Леонид Кучма, предшественник Ющенко. - Прим. ред.) осознавал, что завтра ему все равно придется уйти, так как срок президентства заканчивается, поэтому не проявлял большого рвения в борьбе с оппозиционными волнениями".

"Сейчас президент хочет переизбраться в 2015 году, да и власть другая - более консолидированная и знающая, что ее хоть многие и не любят, но именно по этой причине она будет держаться вместе, - продолжил он. - Эти два фактора не допустят ремейка "Майдана", поэтому к Новому году все успокоится". Другие мнения и подробности о прошедших акциях - в материалах российской прессы на сайте "Заголовки".