В Лондоне открылись публичные слушания по расследованию обстоятельств, которые сопутствовали вторжению британских войск в Ирак. Об этом пишет ряд западных изданий, отмечая, что многие вопросы с тех пор так и остались без ответа.
Слушания ведет специальная комиссия, в которую входят два бывших высокопоставленных правительственных чиновника, два авторитетных историка и баронесса из Палаты лордов. Созвана комиссия по решению премьер-министра Гордона Брауна.
Газета The Times приводит состав комиссии. Председатель - сэр Джон Чилкот, отставной гражданский служащий высокого ранга. Члены комиссии - сэр Родерик Лайн, отставной дипломат, историки сэр Мартин Гилберт и сэр Лоренс Фридман и баронесса Прашар, которая возглавляла Комиссию по назначениям в судебные органы.
Общественному расследованию предстоит выяснить следующие вопросы: все ли альтернативы военным действиям были использованы? Была ли необходимость в 2003 году бомбить Багдад? Понимало ли правительство, что необходимо будет заняться восстановлением страны после свержения режима?
В число тех, кто должен дать ответы на эти вопросы, входят министры, генералы, члены семей погибших солдат, секретные агенты, премьер-министр Гордон Браун, который в то время был канцлером казначейства, и, конечно же, главный свидетель - Тони Блэр, сообщает итальянская газета Corriere della Sera. Выдержки из опубликованной в ней статьи приводит InoPressa.ru.
Комиссия не будет возлагать на себя функции суда и выносить вердикты о виновности или невиновности конкретных лиц, подчеркивает корреспондент, но сам факт ее учреждения имеет очень большое политическое значение.
Благодаря собранным документам и свидетельствам к концу 2010 года планируется подготовить доклад, в котором будет изложена историческая и дипломатическая картина, а также проанализированы данные разведки и оценки состояния экономических и международных отношений на момент начала войны, будут преданы гласности тайные решения, имевшие целью убедить общественность в легитимности вторжения в Ирак, пишет автор статьи.
Первым в качестве свидетеля выступил бывший председатель объединенного парламентского комитета по разведке сэр Питер Рикеттс. По его словам, еще за два года до начала конфликта, более того, еще до 11 сентября, проходили встречи руководителей британской и американской разведок, и с приходом в Белый дом Джорджа Буша стало очевидным намерение США свергнуть Саддама Хусейна.
Питер Рикеттс подтвердил, что судьба Саддама была предрешена еще в 2001 году. Остается лишь выяснить, было ли уже тогда принято решение о нанесении по Ираку военного удара. И это не второстепенный вопрос, говорится в статье. Британцы обменивались с Вашингтоном информацией, но не вмешивались в процесс, лишь наблюдая за тем, как ситуация набирала обороты. Вопрос вот в чем: когда Блэр дал согласие на военную операцию? Лишь в феврале 2003 года, как он всегда утверждал?
Обозреватель немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung Хорст Бация, отмечает InoPressa.ru, убежден, что в политическом плане оккупация Ирака обернулась "полной катастрофой": большинство американских и британских военнослужащих погибли уже после успешного вторжения. Внятных планов обустройства Ирака в "постсаддамовский" период у оккупационных сил просто не существовало, утверждает германский автор.Он также отмечает, что британская комиссия задается вопросом о законности военного вторжения.
На поиск юридических обоснований агрессии обращает внимание и испанская El Pais. Автор газеты Патрисия Тубелья пишет, что главный вопрос, стоящий перед следствием, - это законность военных действий. Но разрешить этот вопрос будет очень сложно, поскольку в комиссии отсутствуют юристы, там есть лишь чиновники, излагает содержание заметки InoPressa.ru.
По признанию тогдашнего председателя Объединенного разведывательного комитета парламента Питера Рикеттса, специалисты министерства иностранных дел разрабатывали документ, предусматривавший свержение Саддама Хусейна, однако он так и не прошел обсуждение в министерстве из-за отсутствия "законных оснований", говорится в статье.
Но все же британское правительство готовилось именно к свержению власти в Ираке: "просочившиеся в прессу документы свидетельствуют о том, что Блэр лгал, когда в 2002 году заявлял, что цель войны - разоружение Ирака, а не смена режима", говорится в статье. При этом, как признает в своем докладе военное ведомство, кабинет не дал армии возможности должным образом подготовиться к войне, чтобы не пришлось информировать парламент и ООН об истинных целях таких приготовлений.
Однако, по словам Уильяма Пэти, сотрудника британского МИДа, отвечающего за Ближний Восток, только с осени 2001 года стало ясно, что администрация Буша планировала какие-то действия в Ираке.
Документы также свидетельствуют об отсутствии взаимопонимания между британскими военачальниками и их американскими коллегами, которых британцы называли "марсианами".
Из показаний Уильяма Пэти, отвечающего в министерстве иностранных дел за Ближний Восток, явствует, что в Вашингтоне задумывались о войне и раньше. Теракты 11 сентября 2001 года "выдвинули Ирак на первый план войны с терроризмом, и только осенью 2001 года стало ясно, что администрация Буша планировала если не войну, то какие-то действия" в Ираке, отмечает газета.
Тони Блэра, нынешнего спецпосланника на Ближнем Востоке, комиссия планирует допросить в начале следующего года. Он выразил готовность к сотрудничеству.