Рособоронэкспорт

Россия выполнила все контракты на поставку Венесуэле вооружения и военной техники, сообщил "Интерфаксу" российский источник. "Нереализованных оружейных контрактов не осталось", - сказал он.

Между тем в августе прошлого года глава "Рособоронэкспорта" Александр Михеев заявлял о планах ввести в эксплуатацию в Венесуэле вертолетный сервисный центр и центр для подготовки пилотов, а также достроить завод по производству автоматов Калашникова. Как сообщили ТАСС в пресс-службе компании, "Рособоронэкспорт" исполнит все свои контрактные обязательства по созданию производства автоматов Калашникова в Венесуэле.

"Планы ввода в строй объектов уточнены, и ничто им не помешает быть реализованными в согласованные сроки", - сообщили в пресс-службе. Строительство завода по сборке автоматов ведется в рамках контракта, подписанного в июле 2006 года. Ожидается, что венесуэльские специалисты будут осваивать полное лицензионное производство АК-103, а завод сможет выпускать около 25 тыс. автоматов в год. Мощность предприятия по выпуску боеприпасов превысит 50 млн патронов в год.

В декабре 2016 года Дмитрий Рогозин, занимавший тогда пост вице-премьера РФ сообщил, что заводы заработают в полную силу в 2019 году. Эти сроки в апреле 2018 года подтвердил министр обороны Венесуэлы Владимир Падрино Лопес после переговоров с главой российского военного ведомства Сергеем Шойгу.

В свою очередь, вице-премьер Юрий Борисов сообщил, что Россия поставляет Венесуэле серьёзные объемы бронетехники, и нынешняя ситуация может повлиять на работу с этой страной. "Мы будем надеяться на лучшее: что законная власть, пользуясь поддержкой армии, народа, восстановит конституционный режим, обеспечит нормально динамичное развитие, выход страны из кризиса. Мы будем всячески помогать", - сказал Борисов.

Венесуэла является крупнейшим эксплуатантом российского вооружения и военной техники в латиноамериканском регионе. Ранее сообщалось, что сумма контрактов в сфере военно-технического сотрудничества между Россией и Венесуэлой оценивалась в $11 млрд. Венесуэла приобрела российские мобильные системы ПВО средней дальности - ЗРК "Бук-М2" и большой дальности - "Антей-2500". Также в Венесуэлу поставлено 100 тысяч автоматов Калашникова новой модификации АК-103, истребители Су-30МК2, вертолеты Ми-35М, танки Т-72, БМП-3 и БТР-80.

Между тем в августе прошлого года было возбуждено уголовное дело в отношении бывшего гендиректора АО "Конструкторское бюро автоматических линий имени Кошкина" (КБАЛ) Николая Масляева. Его подозревают в крупной растрате денег, выделенных на строительство оружейных заводов в Венесуэле.

Расположенное в подмосковном Климовске КБАЛ было головной организацией по созданию оборудования для советской патронной промышленности. Строительство патронного завода в Венесуэле, переговоры о котором шли с 2001 года, после прихода к власти Уго Чавеса, могло стать первым успешным зарубежным проектом КБАЛ. В 2006 году контракт был подписан. Российская сторона обещала построить под ключ два завода - по лицензионному производству автоматов АК-103 (до 25 тысяч штук в год) и патронов калибра 7,62 мм к ним.

Общая сумма двух заключенных в июле 2006 года контрактов на создание заводов по производству автоматов и патронов составила 474 миллиона долларов. Контракты подписывали Акционерная компания военной промышленности Венесуэлы (CAVIM) и "Рособоронэкспорт". Первый авансовый платеж с венесуэльской стороны поступил в апреле 2007 года. Далее платежи приходили регулярно каждые полгода, однако активное строительство началось только в конце 2009 года.

Позднее начало работ российская сторона объясняла задержкой передачи строительной площадки. Но к концу 2012 года, когда 98% обещанных венесуэльцами денег уже были выплачены, а Уго Чавес находился в тяжелом состоянии после операции, строительство объекта почти встало. К марту 2013 года ревизия установила, что "СУ-848" выполнила только 50% строительно-монтажных работ, из которых по актам были приняты только 9%. При строительстве были допущены "брак и несоответствие проектных решений".

А в 2014 году было объявлено о поиске нового генподрядчика, которые менялись еще несколько раз, и против одного из них было возбуждено уголовное дело о выводе более 1 млрд рублей из средств, выделенных на строительство в Венесуэле.

При этом в одной из схем вывода денег участвовала Екатеринбургская епархия РПЦ, с которой был заключен, а затем расторгнут договор подряда. Затем на основании писем из епархии подрядчик перечислил средства на счета более 50 фирм, которые никакого отношения к строительству не имели, но были контрагентами Екатеринбургской епархии. В итоге Масляеву предъявили обвинение в растрате в особо крупном размере (ч. 4 ст. 160) по одному эпизоду вывода средств, выделенных на оборудование для патронного завода. Речь шла о договоре КБАЛ с фирмой-однодневкой по информационно-консультационному сопровождению за вознаграждение в несколько миллионов рублей.