Reuters

Уровень радиации в обломках бетона вблизи третьего реактора аварийной японской АЭС "Фукусима-1" превышает предельно допустимую для человека часовую норму в 4,5 миллиона раз, сообщает ИТАР-ТАСС. По данным компании-оператора станции Tokyo Electric Power (TEPCO), он достигает 900 миллизивертов в час при норме для обычного человека в 0,05-0,2 микрозиверта в час (в 1 миллизиверте 1 тысяча микрозивертов).

Наибольшую опасность представляют обломки зданий тех энергоблоков, мощные взрывы водорода на которых происходили в первые дни после аварии. Для уборки радиоактивных кусков бетона Министерство обороны страны уже задействовало два танка.

Накануне представители компании сообщили, что разбор завалов и уборка радиоактивного мусора на АЭС завершатся к июлю. Пока там работают уборочные машины, управляемые дистанционно. В TEPCO при этом еще не решили, как вывезти с территории весь опасный мусор и где он будет храниться, передает РИА "Новости".

- 30 ликвидаторов на АЭС облучены выше нормы

TEPCO рассчитывает, что аварийные энергоблоки удастся стабилизировать в течение примерно шести - девяти месяцев, а существенного снижения уровня радиации в районе станции следует ожидать в течение трех месяцев, заявил в воскресенье на пресс-конференции председатель совета директоров компании Цунэхиса Кацумата.

В настоящее время сотрудники "Фукусимы-1" продолжают работы по охлаждению внутренних частей проблемных реакторов и бассейнов с отработавшим ядерным топливом. Также продолжается откачка высокорадиоактивной воды из дренажной системы АЭС. Эта операция проходит медленно из-за ограниченных технических возможностей и займет еще по меньшей мере две недели. Слив зараженной воды необходим для продолжения ремонтных работ во внутренних помещениях станции, в частности в турбинном зале второго энергоблока.

WSJ: Станцию сгубили "правильные" действия TEPCO

Между тем американские СМИ пришли к выводу, что именно действия сотрудников TEPCO спровоцировали серию взрывов на электростанции, хотя они и строго придерживались правил, предусмотренных для чрезвычайных ситуаций, сообщает "РБК".

Конкретно - компания намеренно затянула со сбросом давления в первом реакторе в первые часы после землетрясения, и в результате давление было доведено до уровня, вдвое превышающего тот, на который были рассчитаны сдерживающие клапаны. Они были повреждены, в помещение энергоблока попал водород, что и привело к взрыву.

Расследование провели журналисты The Wall Street Journal. Они пишут, что аварийный сброс радиоактивного пара на первом реакторе был произведен слишком поздно из-за бюрократизированной системы принятия решений и традиций японской корпоративной культуры.

По данным газеты, 12 марта (на следующий день после удара стихии) к 2:30 по местному времени вокруг активной зоны ядерного реактора давление возросло, вдвое превысив запланированный лимит. Только тогда руководство TEPCO приняло решение начать выбросы радиоактивного пара в атмосферу, чтобы понизить давление в реакторе. При этом целый час ушел на согласование этой меры с властями страны.

Сброс удалось начать только через семь часов, так как в отсутствие энергоснабжения клапаны высокого давления пришлось открывать вручную. В итоге на сброс пара ушло еще 12 часов.

Еще через час в здании реактора прогремел взрыв, в результате которого произошел масштабный выброс высокорадиоактивных элементов. Повышенное давление повредило клапаны, и в помещение блока попал водород, вследствие чего произошла череда взрывов. Радиоактивные частицы распространились далеко за пределы АЭС. В радиусе 20 километров от "Фукусимы-1" была объявлена зона отчуждения.

В TEPCO подтвердили, что давление в реакторе вдвое превышало допустимую норму, однако в компании подчеркнули, что сотрудники действовали в соответствии с инструкциями. Специалисты руководствовались установкой, что выброс высокорадиоактивных веществ в атмосферу - это крайняя мера, которая приводит к загрязнению окружающей среды, поэтому и не спешили понижать давление в энергоблоках.

The Wall Street Journal отмечает, что японские инструкции сильно отличаются от американских, корейских или тайваньских - в этих странах аварийный сброс следует начинать до того, как давление поднимется до предельного уровня. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) заявило, что не имеет конкретных рекомендаций по сбросу пара и не комментирует адекватность принятых мер.

Как пишет "Независимая газета", после публикации американского издания губернатор префектуры Фукусима Юхеи Сато заявил, что больше никогда не позволит ТЕРСО возобновить эксплуатацию АЭС. В ответ президент компании Масатака Симидзу извинился перед жителями за аварию. Симидзу и Кацумата намерены в будущем уйти в отставку, взяв на себя груз ответственности за разразившийся в Японии атомный кризис.