Armeniainfo.am

Спустя девяносто лет Турция не собирается признавать свою вину за массовое истребление армян в 1915 году, несмотря на сообщения многочисленных дипломатов и миссионеров, бывших свидетелями зверств, резни и насильственной депортации, приведших к гибели около миллиона армян. Армяне в Османской империи составляли многочисленное христианское меньшинство.

Хотя Турция и готова сделать некоторые дипломатические шаги навстречу соседней Армении, пишет французская газета Le Figaro, но чем больше Европа настаивает на важности признания геноцида, тем сильнее Анкара укрепляется в своем отказе, почти отрицая сам факт. (Перевод на сайте Inopressa.ru).

Современные отношения между Анкарой и Ереваном от этого страдают. Несмотря на взаимное желание возобновить контакты, граница между двумя странами остается закрытой.

Через своего посла в Тбилиси Анкара только что сделала робкий шаг навстречу. Она предложила Армении принять участие в работе смешанной комиссии, которая имела бы свободный доступ к архивам для расследования обстоятельств массовых убийств. Это не помешало армянской газете "Агос", издающейся в Стамбуле на турецком и армянском языках, назвать диалог между двумя странами "диалогом глухих", отмечает французское издание.

Вслед за премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом, который недавно отмахнулся от курдской проблемы, назвав ее "вымышленной от начала до конца", министр иностранных дел Турции Абдулла Гюль отказался говорить об армянской проблеме, заявив, что геноцид был выдуман диаспорой.

Между тем в последние недели турецкая пресса публикует многочисленные документы, в том числе свидетельства "раскаявшихся" армян, в которых рассказывается, как они сами резали турок после попытки убить султана Абдул-Хамида II в 1905 году. А эксперты вроде австрийского профессора Эриха Файгле, которому предложили высказаться по поводу "исторических реалий турецко-армянских отношений", поясняют, что общественность введена в заблуждение вымышленными инцидентами и неверными цифрами.

Отдельные турецкие историки пытаются проанализировать причины, мешающие Турции подвести черту под своим прошлым. Халиль Берктай, преподающий в стамбульском университете Сабанджи, показал, что турецкий национализм, уже весьма активный в 1915 году, сыграл решающую роль в развязывании насилия.

Как отмечает издание, своего рода иллюстрацией к этому тезису стало интервью писателя Орхана Памука одному швейцарскому журналу, в котором он упомянул о миллионе жертв армянского геноцида, а также о 30 тысячах курдов, погибших в 1984-1999 годах. Орхан Памук был атакован националистической прессой и заклеймен агрессивно настроенными манифестантами, что побудило Европейский парламент выразить свою озабоченность и потребовать от правительства Анкары прекращения кампании против писателя.

По мнению Карин Каракасли, армянской журналистки из газеты "Агос", баталии вокруг количества погибших не помогут подвести черту под прошлым. "Вопрос об архивах, имеющихся у тех или у других, не может ничего решить, потому что все уже опубликовано. Каждый бросает в лицо другому свою ложь и свою правду. Это лишь подпитывает конфликт", - говорит она.

Главный редактор "Агос" Грант Динк, выступающий в роли представителя 50 тысяч турецких армян, ратует за вступление страны в ЕС, которое, как он считает, является лучшим шансом ее более широкой демократизации. Приглашенный недавно Европейским парламентом, он назвал неконструктивным выдвижение требования о признании Турцией геноцида в качестве предварительного условия, пишет газета.

Между тем движение в Европу, которое осуществляют правительство Эрдогана и турецкие демократы, не пользуется единодушной поддержкой в Турции. Националистические демонстрации в защиту национального флага, который молодые курды попытались сжечь на праздновании курдского Нового года в конце марта, кое-где носили характер, враждебный Европе и ее ценностям. В Трабзоне пять человек, распространявших листовки с требованием улучшить содержание заключенных в тюрьмах, чуть не поплатились жизнью. Голословно обвинив этих людей в попытке сжечь турецкий флаг, толпа едва не линчевала их.

В этой напряженной атмосфере проводить проевропейскую политику становится для Эрдогана непростой задачей. Признание геноцида армян явно не стоит в списке приоритетных целей, намеченных правительством. Однако журналистка Карин Каракасли не впадает в отчаяние. "Хотя иногда я встревожена, я знаю, что в последние годы имел место реальный прогресс. И я хочу думать о будущем", - говорит она.

Турецкий историк Мурат Бельдже: "Мы, турки, виновны"

Прибывший в Ереван для участия в конференции, на которой турецкие и армянские писатели свободно обмениваются мнениями, историк Мурат Бельдже, доцент Стамбульского университета, охарактеризовал события, начавшиеся в 1915 году, как геноцид, массовое убийство. Он известен в Турции и за рубежом своей откровенностью - в своих колких редакционных статьях критикует бюрократию и власти Турции.

"Турция этого не признает потому, что Анкара считает, что делать это преждевременно и опасно. Но, по мнению государства, этот момент никогда не должен наступить. Если бы это зависело от Турции, армянский вопрос никогда бы даже не поднимался", - заявил он в интервью газете La Repubblica, перевод которой публикует сайт Inopressa.ru.

Однако, замечает ученый, в Турции уже началось противостояние по этому вопросу. "Мнение общественности меняется, заслуга гражданского общества в том, что оно идет впереди этой политики и этих официальных кругов", - говорит он. На вопрос, насколько реалистичны данные о полутора миллионах жертв, Бельдже сказал, что эти цифры преувеличены. "В действительности, можно говорить о 600 тысячах армян, умерших в тот период", - утверждает он. Относительно турок, которые утверждают, что было убито около полумиллиона их соотечественников, историк говорит, что максимально их погибло 100 тысяч человек, включая и представителей других национальностей.

Он назвал отговорками все аргументы Турции в защиту от обвинений в геноциде - заявления о том, что армяне поддерживали русских, что их убивали курдские кавалеристы, что все эти инциденты следует рассматривать в историческом контексте Первой мировой войны.

Есть мнение, что армяне также преувеличивают, настаивая на признании формулировки "геноцид". "Они тоже слишком далеко заходят. Они говорят о геноциде всегда и всюду", - говорит он.

Вместе с тем признание массового убийства для Анкары стало бы сигналом открытости и в отношении Европы. "Если послушать министра иностранных дел Армении, то нет, этот вопрос не имеет связи со вступлением в ЕС, и я ему верю. Но правда и то, что используется любой аргумент, чтобы задушить Турцию", - сказал ученый.