Вести

Турция и, вероятно, Китай примут участие в международной конференции в Риме, которая откроется в среду, 26 июля под председательством министра иностранных дел Италии Массимо Д'Алема и госсекретаря США Кондолизы Райс. Целью конференции является прекращение войны между Израилем и Ливаном. Но на этом форуме не будет Сирии, несмотря на ее ключевую роль в кризисе: во-первых, потому, что вначале она поощряла провокационные действия "Хизбаллах", во-вторых, потому, что она, вместе с Ираном, является единственной страной, способной оказать воздействие на ливанские милиционные формирования, пишет La Repubblica.

Соединенные Штаты не хотят, чтобы сирийцы приняли участие в конференции, по причине враждебного настроя президента Башара Асада, убийства бывшего ливанского премьера Рафика Харири, поддержки "Хизбаллах". И Райс, которая завтра, до приезда в Италию, прибывает на Ближний Восток, где она встретится с израильским премьером Эхудом Ольмертом и палестинским президентом Махмудом Аббасом, воздержится от поездки в Дамаск, в отличие от своего предшественника Уоррена Кристофера, который десять лет назад попытался вступить в контакт с сирийским руководством.

В связи с этим, отмечает издание, остается нерешенной главная проблема: как вовлечь Сирию без прямого диалога? Как добиться ее помощи, сведя к минимуму политические затраты? Начатая в воскресенье со встречи в Овальном кабинете между Джорджем Бушем, министром иностранных дел Саудовской Аравии Саудом аль-Фейсалом и принцем Бандаром бин Султаном, бывшим послом Эр-Рияда в Вашингтоне, новая американская стратегия заключается в ставке на поддержку трех умеренных арабских суннитских стран, союзников США, – Саудовской Аравии, Египта и Иордании. Буш требует от них оказать давление на Дамаск, чтобы тот дистанцировался от "Хизбаллах" и убедил это движение вернуть двух израильских солдат, прекратить ракетные обстрелы и выполнять резолюцию Совета Безопасности ООН номер 1559.

Белый дом, пишет New York Times, преследует более амбициозные цели: используя три суннитских страны, разорвать альянс, длящийся больше четверти века, между Сирией и шиитским Ираном. Дамаск и Тегеран подписали первые соглашения во время ирано-иракской войны, и, несмотря на взаимные подозрения, в последнее время отношения активизировались, прежде всего, в антиамериканском ключе. Но нет сомнения в том, что при нынешнем кризисе Асад может больше потерять, чем Махмуд Ахмади Нежад. Отсюда и попытка разрушить этот альянс.

Однако существует риск того, что сирийцы будут претендовать на слишком многое за свое участие в урегулировании. Уже вчера Дамаск поднял ставку. Прежде всего, было заявлено, что Сирия не будет сидеть сложа руки в случае израильской агрессии в Ливане. Затем она заявила, что готова начать диалог с Соединенными Штатами, который бы основывался "на взаимном уважении и взаимной заинтересованности". Дамаск, в лице министра информации Мохсена Биляля, указал на три основных момента своего "пакета" урегулирования кризиса: немедленное прекращение огня (по словам Райс, это "фальшивое обещание"), обмен заключенными между Израилем и "Хизбаллах" (на данном этапе Иерусалим не даст своего согласия), начало мирных переговоров, которые с сирийской точки зрения будут означать возврат Голанских высот, оккупированных Израилем еще в 1967 году.

В ожидании того, что Райс сегодня-завтра прояснит направление поведения в отношении Сирии, в Риме активизировалась подготовка к конференции по Ливану. В МИД Италии уже прибыли 22 американских чиновника. Д'Алема объясняет, что "между Римом и Вашингтоном циркулирует листок бумаги", чтобы выработать повестку дня, в которой непременно будет фигурировать вопрос о чрезвычайной гуманитарной ситуации и формировании сил по разъединению, более мощных, чем UNIFIL. (Полный текст на сайте Inopressa.ru)