Reuters

Состояние отравленного экс-полковника ФСБ Александра Литвиненко в ночь на четверг резко ухудшилось. Он при смерти. Sky News со ссылкой на медиков утверждает, что он находится в реанимации в "крайне тяжелом" состоянии: у него случился сердечный приступ, сейчас он дышит лишь благодаря аппарату искусственного дыхания.

Медики практически исключили, что экс-полковник ФСБ был отравлен таллием или радиоактивным элементом. Телеканал SkyNews со ссылкой на свои источники сообщает, что причиной ухудшения состояния Литвиненко могло стать лекарство, применяемое при химиотерапии. Источники, близкие к расследованию, также предполагают, что Литвиненко мог принять некие "пилюли противоядия", когда почувствовал себя плохо. И именно их пятна запечатлены на рентгеновском снимке. Однако в клинике, где находится Литвиненко, эти предположения назвали "вводящими в заблужение".

Между тем таинственный русский, который встречался с бывшим агентом КГБ Александром Литвиненко в лондонском отеле в день его отравления 1 ноября, стал главным подозреваемым в ходе поисков убийцы, сообщает The Times.

- В теле Литвиненко нашли посторонние предметы
- В больнице это опровергают, как и версию об отравлении таллием
- The Times: опровержения Кремля не успокоили Запад

Литвиненко рассказал сыщикам из Скотланд-Ярда, как пришел на встречу со старым другом, но к своему удивлению застал там еще одного мужчину, который представился Владимиром. Незнакомец, которого Литвиненко описал как "высокого, молчаливого русского с резкими чертами лица, слегка за сорок", присутствовал в отеле вместе с бывшим кремлевским телохранителем Андреем Луговым, пишет британская газета. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)

Литвиненко сообщил полиции, что его насторожило, почему Владимир ничего не рассказал о себе и почему он появился на встрече, которая должна была состояться с глазу на глаз. Как сообщил Литвиненко, мужчина несколько раз уговаривал выпить вместе с ним чаю, но больше почти ничего за время короткой встречи не сказал.

Детективы говорят, что Владимир может оказаться важнейшей фигурой в их расследовании, однако пострадавший, который способен дать ключевые показания для расследования, вчера не смог общаться с полицией. Врачи не берутся ответить, когда состояние Литвиненко улучшится настолько, что он сможет вновь отвечать на вопросы.

До настоящего момента он потратил 16 часов, пытаясь вспомнить всех, с кем встречался, все, что ел и пил в дни, предшествовавшие ухудшению здоровья. Однако детективы стремятся допросить его вновь.

Они хотят знать, кому еще было известно о запланированных встречах, и о том, велась ли за Литвиненко слежка, перехватывались ли его телефонные переговоры и электронная почта.

Люди, видевшие вчера Литвиненко в отделении интенсивной терапии больницы Университетского колледжа, были потрясены дальнейшим резким ухудшением его состояния.

Его близкий друг Алекс Гольдфарб сообщил: "Я боюсь, он угасает на наших глазах, и врачи не знают, как его спасти. Он обессилен, не может нормально общаться. Он понимает что с ним и воспринимает происходящее, однако болезненно реагирует на свет и очень похудел. Он то теряет сознание, то приходит в себя, и все время держит за руку жену".

Гольдфарб сказал, что его друг никогда прежде не встречал Владимира и был удивлен, увидев его на встрече: "Он знал, что с незнакомцами нужно соблюдать осторожность. Он попытался вспомнить все, что смог, об этом человеке, чтобы помочь полиции... Он согласился на эту встречу лишь потому, что знал Андрея Лугового во время работы в КГБ".

После отравления ни Лугового, ни Владимира в Великобритании никто не видел. Оба они, как заявлялось, приехали в Лондон в октябре для подписания контрактов на работу телохранителями богатых российских олигархов.

Будучи сотрудником КГБ, Луговой охранял российского премьер-министра, а затем входил в 9 управление ФСБ. Расследование наращивает усилия с тем, чтобы установить личность предполагаемого убийцы, а российская Служба внешней разведки (СВР) самым явным образом опровергла сообщения о своей причастности к покушению. Сергей Иванов, руководитель пресс-службы СВР, заявил: "Литвиненко не тот человек, чтобы ради него омрачать двусторонние отношения. Абсолютно не в наших интересах заниматься подобной деятельностью".

Непонятно, использовался ли для покушения на Литвиненко ядовитый металл таллий или это было иное вещество.

В теле Литвиненко нашли посторонние предметы

Рентгеновские снимки выявили три посторонних предмета в теле Литвиненко - непонятные объекты, каждый размером с мелкую монету. Sky News предположил, что он, почувствовав себя плохо, пробовал лечиться самостоятельно и принял какой-то комплекс противоядий - возможно, какие-то капсулы.

Корреспондент телеканала Томас Мур сказал, что эту теорию выдвинули источники, близкие к расследованию. По его словам, сложно предположить, будто эти объекты попали в тело Литвиненко случайно.

Официально не сообщается, являются ли три посторонних тени на рентгеновском снимке одним из проявлений его болезни или чем-то иным.

The Times: опровержения Кремля не успокоили Запад

Неоднократное отрицание Россией причастности к отравлению Александра Литвиненко почти не успокоило тревогу по поводу того, что Кремль по-прежнему готов использовать против своих врагов за границей силу, считает британская газета The Times. Издание указывает, что в этом году были приняты законы, позволяющие главе российского государства использовать специальные подразделения для устранения лиц, считающихся угрозой для российской безопасности, где бы они ни находились. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)

Москва включила в список "террористических" группировок 17 организаций. Этот шаг был предпринят после того, как в Багдаде были похищены и убиты четыре российских дипломата, что заставило президента Путина приказать своим силам безопасности выследить убийц и уничтожить их.

Россия всегда могла отправлять свои вооруженные силы за границу, включая печально известное ГРУ, которое занималось всей военной разведкой. Новые законы позволят и другим ветвям российских спецслужб действовать за рубежом, включая путинскую ФСБ, которая возглавляет контртеррористические операции, напоминает издание.

В этом месяце Путин дал понять, что Россия не потерпит террористических группировок внутри страны, получающих финансирование из-за границы. В речи в штаб-квартире ГРУ он заявил, что следует предпринять решительные действия для перекрытия и ликвидации каналов поддержки.