Съемки НТВ

На Украине впервые дал свидетельские показания человек, лично причастный к знаменитому "делу Рауля Валленберга". Об этом он молчал 55 лет, пока правительства разных стран направляли в Москву запросы, пока органы госбезопасности все опровергали, а журналисты вели свои расследования. Наконец, когда об этом деле написали уже почти все издания, он заявил: "Да, это я арестовал Рауля Валленберга".

Бывший партизан Богдан Семенович Тарнавский в 1945 году дал подписку, "о не разглашении", хотя уже двумя годами позже, услышав радио "Свободная Европа", понял, что "попал в историю".

Шведский дипломат Рауль Валленберг, который спас десятки тысяч евреев от смерти, исчез в районе Будапешта в 45-ом. Его судьбу можно проследить до дверей Лубянки, после следы теряются. Богдан Тарнавский говорит, что он последним видел Валленберга на воле и лично сдал его советской разведке.

Посланный партизанами в дозор Тарнавский задержал незнакомца за то, что в руках у него был армейский котелок непривычной формы. "В кармане у него оказалось зеркальце, расческа и больше ничего, √ рассказал бывший партизан корреспонденту НТВ. √ Но потом я обнаружил, что у него под подкладкой зашиты документы √ шведский и бельгийский паспорта на одну и ту же фамилию, Валленберг.

Тарнавский не подозревал, что человек, которого он заставил идти к партизанам с ботинками в зубах (чтобы не убежал), спас от гитлеровцев десятки тысяч людей. Очевидцы вспоминали, что ему удавалось вызволять евреев даже из эшелонов, шедших в концлагеря. Он выдавал евреям шведские паспорта, прятал их в мнимых шведских миссиях. Где-то подкупал немецких военных, где-то запугивал их скорым возмездием. Шведский дипломат Пьер Ангер полагает, что благодаря Валленбергу спаслись 100 000 евреев.

В январе 1945 года Будапешт взяли советские части. Тарнавский говорит, что его отряд прошел в Венгрию из Словакии в районе Лучинца и встретил Валленберга в 60-80-ти километрах от Будапешта.

Как писал бывший советский разведчик Павел Судоплатов, Валленберга арестовали по личному приказу Булганина, а убили по указанию Молотова в 1947 году. Ему ввели смертельную инъекцию в лаборатории ядов МГБ в Москве, в Варсанафьевском переулке. А тело сожгли в крематории Донского монастыря, по тем временам единственном в городе. Многие годы после этого западные запросы о Валленберге ложились на стол Булганину и Молотову, которые, вероятно, и позаботились об уничтожении архивов.