Совет Безопасности ООН может в среду принять заявление по сирийскому вопросу, формулировки которого Запад смягчил специально для России, чтобы у нее не возникло возражений. Российские дипломаты дали понять, что готовы поддержать документ. Таким образом, если к 9 утра 21 марта по нью-йоркскому времени (18:00 по Москве) ни одна из 15 стран-членов Совбеза не выскажет претензий, заявление будет принято "по умолчанию". Юридически обязывающим оно, впрочем, не является.
На этом фоне Москве приходится объясняться по поводу наличия российских кораблей в сирийском порту Тартус. Соединенные Штаты намерены выяснить у России, с какой целью там находится ее танкер "Иман", а также имеется ли на его борту российский спецназ, заявила официальный представитель Госдепартамента Виктория Нуланд.
В ответ на просьбу подтвердить соответствующие сообщения некоторых СМИ американский дипломат сказала: "У меня нет информации на этот счет. Мы видели сообщения СМИ о пребывании российского танкера в порту Тартус, мы также видели некоторые российские заявления по этому поводу. Мы зададим россиянам вопросы по поводу целей пребывания корабля", - цитирует "Интерфакс".
Глава МИД РФ Сергей Лавров накануне назвал сообщения о российском спецназе на "Имане" "чистой воды сказками". Он подтвердил, что такой танкер стоит в сирийском порту, но предназначен только для дозаправки российских кораблей, патрулирующих Аденский залив. "На борту этого танкера, как и на борту любого гражданского судна, находится подразделение охраны на случай нападения пиратов", - объяснил министр.
Ранее замминистра обороны РФ Анатолий Антонов заявил журналистам: "Все это чепуха, никакого нашего спецназа в Сирии нет. Никто там (из российских военнослужащих) с автоматами и гранатометами не бегает".
Военное ведомство подтвердило: "Никаких российских боевых кораблей, выполняющих задачи у берегов Сирии, нет. В сирийском порту Тартус десять дней находится судно вспомогательного флота танкер "Иман", который выполняет задачи тылового обеспечения - пополнения запасов топлива и продовольствия - кораблей Черноморского и Северного флотов, которые обеспечивают безопасность судоходства в Аденском заливе против пиратов".
Помимо этого, Лаврову пришлось опровергать сообщения о том, что Москва якобы направила войска в охваченную борьбой Сирию, чтобы отразить внешнее вмешательство. Глава МИД назвал эти утверждения попыткой сторонников интервенции подорвать намечающееся согласие по способам достижения мира, основанным на предложениях специального посланника ООН Кофи Аннана, пишет The Christian Science Monitor.
В среду же глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что в новом документе по Сирии нет "ультиматумов, угроз, тезисов, о том, ктовиноват", передает ИТАР-ТАСС. Как выразился министр, "по проблеме виноватости у нас нет расхождений, сейчас не время тратить на это энергию".
В целом западные газеты указывают на противоречие: Россия, с одной стороны, вроде бы показывает, что готова скорректировать свою позицию по сирийскому вопросу, а с другой - позволяет кораблю своего ВМФ пришвартоваться в Тартусе. Трудно понять, что задумали российские власти, пишет по этому поводу французская Le Temps. Она цитирует главу Сирийского национального совета Бурхана Галиуна: "Я сказал Сергею Лаврову, что жду от него мужественной позиции, жесткого осуждения, а не просто слов, чтобы выиграть время и заговаривать всем зубы".
Высказывания Лаврова указывают не на перемену мнения Москвы, а всего лишь на небольшую корректировку курса, пишет Der Spiegel. В статье говорится, что Вашингтон и Лондон по-прежнему настаивают на смене режима в Дамаске, а "российские дипломаты много месяцев подряд, как мантру, повторяют: никакой смены режима, никаких односторонних требований отказа от насилия в адрес Асада, если от него не откажутся и вооруженные силы оппозиции".
Москва в Сирии защищает свои интересы и к тому же сомневается в поддержке оппозиции большинством населения, так что "новые ссоры с Западом - лишь вопрос времени", заключает автор комментария в немецком журнале. Обзор этих и других зарубежных изданий по теме - на сайте InoPressa.