Reuters

Новое чрезвычайное происшествие с пограничниками зафиксировано в Казахстане всего через три недели после гибели 15 человек на посту "Арканкерген". На этот раз сразу 11 бойцов сбежали с заставы на востоке страны, передает агентство "Новости-Казахстан". Одна из версий, как и в случае с майской бойней на погранпосту, - дедовщина.

"Рано утром 18 июня одиннадцать военнослужащих срочной службы пограничной заставы "Терсайрык" Зайсанского пограничного отряда Регионального управления "Шыгыс", призванных в ноябре 2011 года, самовольно без оружия покинули территорию заставы", - говорится в сообщении пресс-службы погранслужбы Комитета национальной безопасности республики.

Начальник заставы не решился сразу доложить начальству о происшествии и организовал самостоятельный поиск беглых бойцов. Однако обнаружить их не удалось, и к вечеру офицер вызвал подмогу. В настоящее время идут активные поиски беглецов, охрана участка границы усилена дополнительными подразделениями.

"По предварительным данным, причиной самовольного оставления части явилось следствием неуставных взаимоотношений", - говорится в пресс-релизе пограничной службы КНБ. Возбуждено уголовное дело по статье "Бездействие или превышение, злоупотребление служебными полномочиями должностными лицами, командованием войсковой части".

Лишь недавно погранслужба Казахстана лишилась своего руководителя. После бойни на посту "Арканкерген" ушел с должности Нуржан Мырзалиев. Уволены были и руководители региональной погранслужбы.

Бойня на погранпосту: "Меня унижали и оскорбляли слишком часто"

В конце мая на пограничном посту в Алматинской области и рядом с ним были найдены сожженные тела 14 пограничников и егеря. Единственный выживший боец с погранпоста был обнаружен спустя несколько дней - 19-летний рядовой Владислав Челах, как сообщается, прятался на заброшенной зимовке, он был в штатском и с оружием командира. Следователи сразу заподозрили, что именно Челах расправился с сослуживцами и егерем, который мог оказаться опасным свидетелем.

Владислав Челах признался, что убил других пограничников из-за постоянных издевательств. "За все время, что я служил, меня унижали и оскорбляли слишком часто", - объяснил молодой солдат. Главная военная прокуратура обнародовала видеозапись, запечатлевшую его признания и следственный эксперимент на месте трагедии.

"Я не планировал преступление, я просто закипел и пошел", - рассказал Челах. По официальной версии, рядовой в ночь трагедии был дежурным, поэтому у него были ключи от оружейной комнаты и от сейфа с командирским пистолетом. Первым Челах убил дозорного, пустив ему пулю в затылок из пистолета.

Затем солдат пошел в казарму. Навстречу ему вышел повар, и Челах убил его выстрелом в упор из пистолета. Войдя в казарму, боец взял автомат и стал расстреливать спящих сослуживцев из автомата. Он вел огонь, пока не кончились патроны. Командир, услышав выстрелы, пытался спрятаться от убийцы за деревянной дверью. Но Челах перезарядил оружие и прошил дверь очередью насквозь.

Когда все его сослуживцы перестали подавать признаки жизни, Челах пошел в сторону сторожки егеря - отставного майора ВВС. Тот пошел к посту разобраться, что происходит, и получил очередь в спину. После этого егерь еще шевелился, и Челах произвел в него еще несколько выстрелов.

В завершение рядовой Челах еще раз обошел территорию погранпоста и сделал каждому из солдат контрольный выстрел в голову. Убитых в помещении казармы пограничников он аккуратно разложил по кроватям, причем на свое место уложил тело другого солдата, который долгое время считался выжившим и подозреваемым в убийстве. После этого Челах поджег здание. Убитого часового он также облил керосином и поджег, а вот тело егеря сжигать не стал. После этого Владислав Челах ушел в горы, предварительно захватив в сторожке егеря гражданскую одежду и небольшую сумму денег, а на складе погранпоста - продукты.

Родственники Челаха, однако, не верят в его виновность. Мать рядового утверждает, будто сам он признался ей, что не совершал преступления. А дед арестованного высказал предположение, что молодой человек оговорил себя под давлением или даже под действием психотропных препаратов. Многие представители казахстанской общественности также не поверили, что 19-летний боец мог без посторонней помощи уничтожить полтора десятка человек.