Reuters

Почти вся территория сирийского города Ракка, который считался "столицей" "Исламского государства"*, теперь освобождена от боевиков. Штурм Ракки, который начался еще 6 июня, проводила коалиция "Силы демократической Сирии" (SDF), которая действует при поддержке США и состоит преимущественно из курдов. Боевики уже не оказывают организованного сопротивления в городе.

Как говорится в заявлении SDF, взятие Ракки приближает победу над терроризмом во всей Сирии. При этом Демсилы готовы предложить свой проект строительства "федеративного, демократического государства, который позволит сохранить территориальную целостность Сирии".

В штабе операции Inherent Resolve ("Непоколебимая решимость"), которая осуществляется в Ираке и Сирии коалицией стран во главе с США, также подтвердили, что после четырех месяцев военной операции более 90% территории Ракки освобождено.

Ранее ряд американских чиновников сообщал, что администрация президента США Дональда Трампа, добившись некоторых успехов в Сирии, так и не смогла сформировать общую политику в отношении этой страны и не имеет четкого плана относительно дальнейших действий. Военные и дипломатические советники рекомендуют администрации принять меры в связи с ухудшением отношений между США и Турцией, которые в сочетании с влиянием Ирана и России "могут серьезным образом затруднить попытки стабилизировать ситуацию в Сирии после завершения операции в Ракке".

По оценкам США, общее число боевиков "Исламского государства"* в Сирии и Ираке оценивается в 6,5 тыс. человек. И вскоре с исчезновением ИГИЛ* как государства, с потерей им способности насаждать контроль на обширных пространствах Ближнего Востока выжившие последователи "халифата" начнут перебазироваться на новые площадки, чтобы перегруппироваться.

Окончательно исламисты так и не повержены и все еще действуют на границе Сирии и Ирака, хотя и не так свободно. Многие боевики ИГИЛ* уйдут в подполье и начнут партизанскую войну, пишет сегодня Tagesspiegel. "В прошлом джихадистам ловко удавалось использовать существующие конфликты как инструмент в своей борьбе. Коррумпированность элит, бедность, отсутствие перспектив и стабильности, а также вражда между суннитами и шиитами - все эти проблемы до сих пор остаются актуальными для арабского мира, создавая благодатную почву для воинствующего фундаментализма", - цитирует издание InoPressa.

Освобождение Ракки знаменует собой новые сценарии и беспрецедентные вопросы. И именно - где перегруппируются боевики, выжившие в Ираке и Сирии, когда распадутся союзы, сложившиеся против ИГИЛ*, какие новые столкновения произойдут, каким образом джихадистские организации станут заполнять пространство, остающееся незаполненным в ходе конфликтов на Ближнем Востоке.

Исчезновение ИГИЛ* как государства и потеря его территориальной укорененности, способности насаждать контроль и "политические институты" на обширных пространствах Ближнего Востока вынудят выживших и новых последователей "халифата" искать новые базы, отмечает La Repubblica.

Издание перечисляет целый ряд таких мест. Во-первых, это другие области Сирии, где под контролем ИГИЛ* по-прежнему находится значительная часть района к югу от Дейр-эз-Зора, вплоть до бывшей границы с Ираком, которую провозглашение "халифата" упразднило. Вокруг Дейр-эз-Зора идет наступление войск Дамаска, которые захватили все деревни вплоть до Маядина.

Во-вторых, это соседний Ирак, где противостояние между "пешмерга" и иракскими солдатами в районе Киркука позволило джихадистам вновь появиться в провинции Дибис. После последнего столкновения за Хавию, оплот ИГИЛ* на севере страны, под контролем террористов остаются обширные пустынные пространства на границе с Сирией, вокруг Эль-Кайма.

В-третьих, это Ливия - самый первый театр военных действий и самый близкий и опасный для Европы. Отсутствие организованного государства, вооруженных сил и полиции делает Ливию самым уязвимым местом, где джихадисты попробуют переорганизоваться. После выдворения ИГИЛ* из Сирта в 2017 году боевики "Исламского государства"* присутствуют в некоторых деревнях в Феццане, на юге Ливии.

Афганистан - еще одна территория, где ИГИЛ*, бросив вызов "Талибану"* в борьбе за гегемонию джихада, заключило союз с "Сетью Хаккани", фундаменталистской группировкой, отличающейся крайней жестокостью терактов, в которых не щадят мусульман. Оплот ИГИЛ* в Афганистане - провинция Нангархар.

В Египте фундаменталисты, входящие в бедуинские племена, дали клятву верности "Исламскому государству"*: они сосредоточены на Синайском полуострове и оттуда нападают на египетскую полицию и вооруженные силы.

И, наконец, Кавказ. Чеченские фундаменталисты из группировки "Вилаят Кавказ"*, подразделения ИГИЛ*, возглавили джихад в регионе, воспользовавшись тем, что спецслужбы России обезглавили конкурирующую группировку "Имарат Кавказ", убив два года назад Алиасхаба Кебекова. Их действия концентрируются в основном на атаках против военных баз российских вооруженных сил на Кавказе.

Кроме того, часть боевиков ИГ* может перебазироваться в Африку и Филиппины.


*"Исламское государство" (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), "Вилаят Кавказ", "Имарат Кавказ", "Талибан" - террористические организации, запрещенные в РФ.