Вести

Колонна грузовиков с коллекцией картин из Музея изобразительных искусств имени Пушкина пересекла в четверг границу Швейцарии с Германией в районе Базеля, сообщил "Интерфаксу" советник по культуре посольства России в Швейцарии Константин Нефедов.

"Четыре грузовика с климатическими установками для поддержания температурного режима с 54 картинами французских художников из коллекцииПушкинского музея Москвы проследовала через швейцарско-германскуюграницу", - сказал Нефедов, сопровождающий ценный груз.

По его словам, колонна без происшествий проследовала из Женевы доБазеля в сопровождении полиции и представителя консульской службыпосольства РФ в Швейцарии.

"Таким образом, инцидент с арестом коллекции картин французскиххудожников Пушкинского музея Москвы в Швейцарии можно считатьисчерпанным", - сказал Нефедов.

В Россию картины прибудут в течение 3-4 дней, сообщила генеральный директор музея Ирина Антонова. "Есть еще некоторые вещи, связанные со страховочной организацией. Это дело времени, а не принципа", - пояснила Антонова.

Между тем швейцарская компания Noga намерена преследовать Россию до тех пор, пока она не выплатит свой долг. "Заплатите мне мои деньги, и я оставлю вас в покое", - заявил владелец компании Нессим Гаон на пресс-конференции в Женеве. "Пускай Россия вернет мне мои деньги. У меня нет намерения что-либо арестовывать. Я просто хочу получить мои деньги", - добавил он.

Адвокаты Noga сказали на пресс-конференции, что арест картин из коллекции Пушкинского музея не был провокацией. Адвокаты утверждают, что Россия не получила от правительства Швейцарии необходимых гарантий неприкосновенности и возвращения российских картин.

"Если бы это было не так, мы никогда не осмелились их арестовать", - сказал Гаон.

- Картины могли пострадать, назначена экспертиза
- Список задержанных картин
- Фирму Noga назвали финансовым террористом

Во вторник вечером коллекция французской живописи из Пушкинского музея Москвы, выставлявшаяся в галерее швейцарского города Мартиньи (кантон Вале), была арестована в Швейцарии по запросу компании Noga. Однако в среду Федеральный совет (правительство) Швейцарии собрался на специальное заседание и отменил все решения властей кантона Вале об аресте российских картин. Сегодня утром были решены необходимые технические вопросы, отметил Межауров.

Постановление Федерального совета основывается на статье 184 (пункт 3) федеральной Конституции, позволяющей ему принимать подобные решения "ради защиты национальных интересов".

За последние пять дней коллекция французской живописи из Пушкинского музея была уже дважды арестована в Швейцарии по запросу компании Noga. Первое решение об аресте от 11 ноября было отменено во вторник днем. Однако, когда машины с картинами уже направлялись в сторону границ Швейцарии, Noga успела подать еще один иск, и коллекция была повторно арестована.

Картины могли пострадать

По возвращении в Россию картины из Пушкинского музея пройдут усиленную экспертизу, сообщил замглавы Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) Анатолий Вилков.

"Как всегда, картины пройдут экспертизу, потому что все культурные ценности, которые возвращаются в Россию, проходят обязательную экспертизу, и с точки зрения гарантий возврата, и с точки зрения качества - не был нанесен ли ущерб", - отметил он.

"В данном случае мы вдвойне проведем усиленную экспертизу, для того, чтоб убедиться, что произведения не пострадали. И если будет выявлен хоть один факт того, что в результате этих действий ущерб нанесен, я не исключаю, что мы можем выставить претензии", - подчеркнул Вилков.

Представители швейцарских властей накануне забрали ключи у водителей грузовиков, в которых находились картины, и в фурах было отключено кондиционирование. Директор Пушкинского музея Ирина Антонова в связи с этим не исключила, что из-за нарушения температурного режима картины могли пострадать.

Задержанные в Швейцарии картины были застрахованы на полную стоимость в компании "Спасские ворота". Сама эта стоимость не разглашалась, но, по мнению экспертов в области страхования культурных ценностей, страховая оценка коллекции может составлять от 1 до 1,4 млрд долларов.

Само по себе задержание картин не является страховым случаем, но он может наступить, если картины были повреждены.

Росохранкультура не собирается прерывать культурное сотрудничество с другими странами, в том числе и со Швейцарией. "Я думаю, что в дальнейшем сотрудничество будет происходить на строго правовой основе. Мы ужесточим подход и требования безусловных государственных гарантий защиты от претензий третьих лиц", - сказал замглавы Росохранкультуры Анатолий Вилков. "Мы должны быть уверены в том, что национальное достояние нашей страны на территории принимающей стороны будет надежно защищено. Поэтому в соответствии с нашим законодательством будем жестче подходить к тем документам, которые обеспечивают такие гарантии", - добавил замглавы Росохранкультуры.

Какие картины арестованы

Выставка охватывала три века французской живописи - от классиков XVII века до начала XX века. В числе арестованных работ полотна Николя Пуссена, Клода Лоррена, Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Анри Матисса, Эдуарда Мане, Клода Моне, Поля Сезанна, Пьера-Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея, Пабло Пикассо и других.

Всего же Французская коллекция Национального музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина насчитывает более 700 картин. Она составлена из полотен, взятых из разных коллекций, в том числе тех, которые начали создаваться еще в XVII веке - в эпоху, когда французский язык и французская культура занимали очень важное место в жизни русской аристократии. Императрица Екатерина II сама питала страсть к коллекционированию французской живописи, следуя советам такого крупного знатока искусства, как Дени Дидро. Ее примеру следовали яркие представители российского дворянства: Юсуповы, Голицыны, Шуваловы.

Следующий этап в истории коллекционирования французского искусства связан с просвещенным купечеством. Знаменитая коллекция Сергея Третьякова, особенно интересовавшегося мастерами барбизонской школы, существенно обогатила эту часть фондов музея. Основы коллекции французской живописи второй полвины XIX - ХХ веков были заложены благодаря энтузиазму Сергея Щукина и Ивана Морозова, которые покупали шедевры лучших французских художников того времени.

Из коллекций Щукина и Морозова на экспозиции в галерее Фонда Pierre Gianadda города Мартиньи были представлены:
"Портрет доктора Рэя" Ван Гога,
"Куст сирени" Ван Гога,
"Сбор плодов" Поля Гогена,
"А, ты ревнуешь?" Поля Гогена,
"Таитянки в комнате (День отдыха)" Поля Гогена,
"Кафе в Арле" Поля Гогена,
"Ла Гренуйер" Огюста Ренуара,
"Портрет актрисы Жанны Самари" Огюста Ренуара,
"Купальщики" Поля Сезанна,
"Мужчина с трубкой" Поля Сезанна,
"Берега Марны" Поля Сезанна,
"Мороз в Лувесьенне" Альфреда Сислея,
"Сад Ошеде. Монжерон" Альфреда Сислея,
"Ринальдо и Армида" Николя Пуссена,
"Юпитер и Калисто" Франсуа Буше,
"Скала в Этрете" Клода Моне,
"Танцовщицы на репетиции" Эдгара Дега,
"Балерины" Эдгара Дега,
"Кабачок" Эдуарда Мане,
"Волна" Гюстав Курбе,
"Дама с веером" Пабло Пикассо,
"Скрипка" Пабло Пикассо.

Фирму Noga назвали финансовым террористом

Затянувшиеся на 14 лет попытки швейцарского бизнесмена получить долг с России обернулись кратковременным арестом 54 картин из московского Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, находившихся на выставке в Швейцарии.

Власти швейцарского кантона Вале исполняли судебное решение, которого добивался Нессим Гаон, чью непрекращающуюся судебную атаку на российские активы за границей в Москве называют финансовым терроризмом, пишет The New York Times. Однажды этот человек даже подал иск о наложении ареста на личный самолет президента Владимира Путина. В 2000 году он запер российское парусное судно вместе с экипажем на 11 дней во французском порту Брест. Спустя год он едва не арестовал два российских истребителя на авиасалоне в Париже.

Проблемы Гаона начались в 1991 году, когда его компания Noga заключила договор о предоставлении займов тогдашнему СССР, который согласился расплатиться нефтью. Правопреемником по контрактам стало новое правительство России, но вскоре компания обвинила российскую сторону в неуплате, что не было удивительным в обстановке экономического и политического хаоса 1990-х годов.

Гаон начал подавать иски в 1993 году, и зарубежные суды частично удовлетворили его претензии, но последняя попытка, как и другие, завершилась безрезультатно, хотя и стала предметом внимания прессы. К вечеру среды Федеральный совет Швейцарии отменил решение суда кантона. (Перевод на сайте Inopressa.ru)

"В международном праве предметы культуры национального значения считаются общественным имуществом, не подлежащим конфискации", – заявил Федеральный совет.

Гаон начал консультации со своими адвокатами в Женеве, а Noga выступила с резким заявлением.

"Фирма Noga была вынуждена прибегнуть к аресту выдающихся произведений искусства в ходе войны с неравными силами, которую она 14 лет ведет против мировой державы, второго крупнейшего экспортера нефти в мире, не выполняющей своих обязательств и своим поведением наносящей ущерб собственному имиджу правового государства", – говорится в меморандуме.

Со стороны России шок сменился возмущением. Ее представители назвали арест картин шантажом. Агентство по культуре дало музеям страны указание отменить все предстоящие выставки в Швейцарии.

"Подобный метод урегулирования коммерческих споров нецивилизован", – заявила в телефонном интервью хранитель Пушкинского музея Зинаида Бонами. Фирма Noga подает иски по всему миру, включая США, пытаясь конфисковать активы в счет долга, который, как утверждает компания, составлял 60 млн долларов, но к настоящему времени вырос почти до 900 млн долларов, не считая процентов.

В 1997 и 2001 годах международные арбитражные суды в Швеции удовлетворили иски компании, но лишь частично. Россия первоначально игнорировала судебные постановления. Но затем чиновники пообещали начать переговоры об урегулировании.

Министр финансов России Алексей Кудрин в среду заявил, что Россия признает решение шведского суда, но в настоящее время добивается судебного предписания, которое предотвратило бы конфискацию российской собственности фирмой Noga.