Средняя продолжительность жизни в развитых странах в ближайшее время может увеличиться до 112 лет, считают ученые. Для этого уже созданы все условия – современная медицина и новейшие достижения генной инженерии позволят производить по мере надобности необходимую "починку" организма человека.
И это - еще не предел, считают участники конференции, посвященной вопросам продолжительности жизни и геронтологии, которая прошла в Университете Оксфорда. Как сообщает Reuters, один из выступавших на этом симпозиуме исследователей, Ричард Миллер из Университета Мичигана уверен, что средняя продолжительность жизни человека может быть увеличена как минимум на 40%. К такому выводу он пришел, проведя ряд экспериментов на мышах и крысах, генетический код которых схож с человеческим. Просто ограничив в организме мышей потребление калорий, Миллер смог добиться значительного увеличения продолжительности жизни. Если те же биологические закономерности будут действовать и для человека, то в среднем он сможет жить до 112 лет.
Уже родились люди, которые смогут прожить 1000 лет, но им нужен "техосмотр"
Обри де Грей, геронтолог из Университета Кембриджа, готов пойти в прогнозах еще дальше. Он уверен, что на Земле уже родилось поколение людей, которое сможет дожить до тысячелетнего возраста. По мнению де Грея, все, что необходимо для достижения такого преклонного возраста, это регулярный "техосмотр" организма и замена отработавших органов.
Генная терапия, лечение стволовыми клетками и другие биотехнологии, по мнению ученого, будут отодвигать неизбежную смерть на 30-40 лет каждый раз. За это время наука будет продвигаться настолько, что сможет обеспечивать человеку еще одну "отсрочку". В идеальном случае, играя в такую "чехарду со смертью", человек сможет жить неограниченно долго.
Ранее общепринятой точкой зрения в медицине было мнение, что в человеческом организме с рождения заложен определенный лимит, ограничение срока жизни. Однако сейчас эта догма подвергается перепроверке. Многие серьезные ученые уверены, что новые медицинские технологии смогут, если не снять это ограничение, то, по крайней мере, постоянно его отодвигать.
Однако, если теории де Грея можно отнести скорее к разряду футуристических, то постепенное увеличение продолжительности жизни в развитых странах - факт вполне реальный. И вместе с ним начинает появляться целый ряд проблем. Общее старение населения, увеличение затрат на здравоохранение, намечающийся кризис пенсионного страхования - это лишь самая заметная часть угрожающих мировой экономике проблем, связанных с увеличением продолжительности жизни.
Проблему комментирует Пол Ходж, занимающийся в Гарвардском университете вопросами возрастной социальной политики: "Продолжительность жизни будет быстро расти, и та стратегия, которой мы придерживаемся сейчас, очень скоро окажется неприемлемой".
Не стоит забывать, что настоящая цель ученых не просто увеличение продолжительности жизни, а продление срока здоровой жизни. Вряд ли люди захотят жить до 120 лет, большую часть жизни страдая от старческих заболеваний. Отчасти эта проблема решена уже сейчас. В благополучных странах люди за 70 ведут гораздо более активный образ жизни, чем раньше.
Однако нынешние варианты решения проблемы - это лишь полумеры, считают ученые. Чтобы действительно обеспечить долгую жизнь необходим качественный прорыв, то есть медики должны понять саму суть механизма старения. А для этого, как всегда, не хватает денег. Джей Ольшански из Университета Иллинойса возглавил группу ученых, которые предложили правительству США выделять по 3 млрд долларов в год на исследования в области геронтологии и биологии. По его оценке, даже если среднюю продолжительность жизни увеличить на 7 лет, то это даст эффект, сравнимый с решением проблемы лекарства от рака.
Пока ученые ищут средство вечной жизни, философы и религиозные деятели уже задумываются над этической стороной этого вопроса. Ведь смерть – это неизбежность, заложенная богом, это материя, которая так же, как и жизнь, должна полностью находиться в ведении высших сил.
С такой точкой зрения согласны, конечно, не все. Джон Харрис, профессор биоэтики Университета Манчестера говорит, что этот вопрос необходимо рассматривать не как борьбу со смертью, а как схватку за жизнь: "Спасение жизни – это просто отложенная смерть. Если правильно и хорошо откладывать смерть на небольшой срок, то неясно, почему будет менее правильно отложить ее надолго". В любом случае, что бы ни говорили философы и священнослужители, вряд ли кто-то из людей откажется от возможности хотя бы попробовать немного отсрочить приход неизбежного.