Reuters

Премьер-министр Туниса Мохамед Ганнуши во время прошедшей сегодня пресс-конференции в столице страны объявил о введении в стране полной свободы информации и снятия запрета с деятельности всех неправительственных организаций, включая Тунисского союза по правам человека, сообщает ИТАР-ТАСС.

Глава правительства также пообещал освободить политических заключенных, устранить препятствия в регистрации всех политических партий, которые того затребуют и расследовать подозрения в коррупции. "Все, кто накопил огромные богатства, а также те, кого подозревают в коррупции, предстанут перед следственной комиссией", - заявил он.

Оглашая состав нового правительства национального единства, Ганнуши подчеркнул, что в него вошли "представители различных партий и гражданского общества". Среди членов коалиционного кабинета министров оказались видные оппозиционеры: Наджиб Шебби - Лидер Прогрессивной демократической партии, Мустафа бен Джафар из Демократического форума за труд и свободы и Ахмед Ибрагим, представляющий Партию народного единства. Они в течение всего 23-летнего периода правления президента Зин аль-Абидина бен Али находились в числе его противников.

- Евросоюз поддержал революцию в Тунисе
- Революция в Тунисе взбудоражила весь арабский Ближний Восток
- Арабы иракского Киркука грозят скинуть власть курдов
- Каир убежден, что Египту не грозит тунисский сценарий

Ганнуши подчеркнул, что в коалиционном кабинете, состоящем из 19-ти человек, не будет больше должности министра информации, в адрес которого постоянно выдвигались обвинения в цензуре и нарушении свободы слова, сообщает "Интерфакс".

Таким образом, к власти впервые за последние 23 года пришли представители оппозиции. Поддерживавшие сбежавшего в пятницу из страны президента Зин аль-Абидина бен Али политические силы, особенно его партия Демократическое конституционное объединение (ДКО), были исключены из процесса формирования правительства.

Как ожидается, коалиционный кабинет должен подготовить в двухмесячный срок внеочередные президентские и парламентские выборы, а также стабилизировать внутриполитическую ситуацию в стране.

Вместе с тем, в правительстве сохранили свои посты шесть министров, назначенных еще при Бен Али, в том числе и сам Ганнуши. Незадолго до объявления состава правительства в центре тунисской столицы прошла демонстрация с требованиями вывести из кабинета всех чиновников "старого режима". Манифестантов пришлось разгонять полиции с применением водометов и слезоточивого газа.

Напомним, волна недовольства неудовлетворительными социальными условиями, разгулом коррупции и безработицей захлестнула страну около месяца назад. В результате беспорядков и столкновений демонстрантов с полицией в Тунисе за месяц погибли 78 человек, еще 98 получили ранения. Как заявил сегодня в эфире национального телевидения министр внутренних дел страны Ахмед Фриаа, ущерб для экономики в результате событий последних дней составил 3 млрд динаров (1,6 млрд евро).

После массовых беспорядков президент Туниса Зин аль-Абидин бен Али в пятницу покинул страну, его полномочия взял на себя премьер-министр Туниса, а позднее спикер парламента. Конституционный совет объявил о проведении в стране внеочередных президентских выборов в течение 60 дней.

Евросоюз поддержал революцию в Тунисе

Участники пленарного заседания Европейского парламента, которое открылось в понедельник в Страсбурге обсуждением ситуации в Тунисе, почтили минутой молчания память жертв репрессий в этой стране.

Выступая с заявлением по Тунису, глава Европарламента Ежи Бузек отметил, что "столкновения, при которых тунисские власти противостояли собственному народу", вызывают сожаление.

"Мы чтим память жертв столкновений с полицией, мы выражаем нашу симпатию и соболезнования семьям жертв. Особенно такой молодой жертве, как Мухаммед Буазизи. Это трагическое событие. Его смерть оставила глубокий след в демократическом движении в Тунисе", - заявил Бузек, напоминая акт самосожжения выпускника университета, чья смерть от безысходности стала своего рода сигналом к "жасминовой революции".

"Жасминовая революция" продолжается. Эта революция - исторический повод, и я приветствую решимость и мужество тунисского населения, давшего ход этому движению. Это начало долгого пути, и мы, европейцы, поддерживаем тунисцев. Мы хотим, чтобы им сопутствовала удача. Мы очень чувствительны к социальной справедливости, свободе выражения, настоящему плюрализму, возможности самим определять свое политическое будущее, поэтому мы не можем оставаться безразличными, и мы не безразличны", - заявил председатель Европарламента.

Он выразил пожелание, чтобы изменения в стране продолжались мирным путем и переходный период к правовому государству был мирным. Он призвал власти Туниса освободить политических заключенных.

"Мы требуем независимого расследования коррупции и применения силы. Мы хотим свободных и честных парламентских и президентских выборов при участии международных наблюдателей. Мы желаем Тунису хорошего правительства, представляющего все тунисское население, правительства единства", - подчеркнул Бузек.

Он отметил, что Тунис - партнер и сосед Европы. И это партнерство должно послужить как Тунису, так и Европейскому союзу. Евросоюз должен "поддержать тунисцев на их пути к изменениям".

Член Европейской комиссии по вопросам расширения и добрососедства Штефан Фюле, принявший участие в дебатах по Тунису, объявил, что ЕС готов помогать этой стране "в стабилизации ситуации, экономическом и социальном развитии, в консолидации правового государства и статуса правосудия".

"Европейская политика добрососедства основывается на основополагающих ценностях, разделяемых всеми партнерами в Европейском союзе: демократии, правах человека, открытой рыночной экономике. Мы надеемся вместе обладать единым пространством демократии и процветания в общих интересах. Евросоюз уже подчеркивал, что эти ценности являются главной составляющей политики добрососедства в отношении наших восточных и средиземноморских соседей", - заявил Фюле.

По его словам, "Европейский союз заинтересован в демократическом и стабильном Тунисе".

Революция в Тунисе взбудоражила весь арабский Ближний Восток

По словам обозревателя агентства ИТАР-ТАСС Дмитрия Зеленина, сейчас внимание приковано не к удержавшемуся у власти премьеру, а его однофамильцу - вождю исламского движения "Ан-Нахда" ("Возрождение") Рашиду Ганнуши, который готовится триумфально вернуться на родину из Лондона. В субботу Ганнуши стал "героем дня" на многих на арабских и европейских телеканалах, пообещав для затравки модель исламского либерализма.

События в Тунисе вызвали бурную реакцию среди арабов Ближнего Востока. В Каире, Сане, Манаме, Эль-Кувейте, других городах в субботу прошли акции солидарности с тунисским народом, участники которых приветствовали его "победу над тиранией". Блоггеры в арабском Интернете заводят молодежь, они в восторге от революции в Тунисе, которая подсказала массам "тактику поведения". Соседний Алжир, где уже вспыхивали две недели назад "голодные бунты", замер в ожидании возможного повторения тунисского эксперимента. В Иордании власти пошли на запоздалые меры и срочно снизили цены на базовые продукты, пообещав создать новые рабочие места, но профсоюзы, исламская и левая оппозиция собираются сегодня провести новый "День гнева". Перед зданием парламента будут выставлены пикеты с требованием ухода в отставку правительства Самира ар-Рифаи. В пятницу на улицы Аммана, Ирбида, Салта, Карака уже вышли 8 тыс демонстрантов. Репетиция прошла мирно, без столкновений, и полиция не пыталась разогнать толпу. Тем не менее, участники митингов грозили премьеру, что его неминуемо ожидает участь отца - Зейда ар-Рифаи, кабинет которого ушел в отставку после "хлебных бунтов" в 1989 году.

Аналитик ближневосточного центра Карнеги Амр Хамзауи полагает, что условия для возникновения мощных протестных движений существуют сегодня, помимо Алжира и Иордании, в Египте и Марокко.

Хамзауи считает, что тунисский сценарий может вызвать "эффект домино" на всем Арабском Востоке так же, как, скажем, референдум в Судане - "балканизацию Африки" и повсеместную активизацию сепаратистов. Однако, что это произойдет молниеносно, он сомневается. Кризисные ситуации в соседних с Тунисом странах не раз приближались к "точке кипения", но это не приводило к смене режимов, отмечает другой политолог - Биляль Сааб из университета Мэриленд. Тем не менее, указывает он, тунисский пример - это очень сильное послание всем правителям, которое показывает, что в арабских обществах существует скрытый "потенциал перемен". Похоже, что засидевшимся в креслах президентов арабским властителям есть над чем призадуматься, пишет Сааб.

По мнению экспертов, будущие революции в условиях крайнего обнищания населения, ширящейся безработицы и социальной поляризации, наиболее вероятно пройдут под знаменами исламистов. Это наиболее организованная сила на арабской "улице", у которой есть возможность использовать для трибуны мечеть. Не случайно, что именно Исламский фронт спасения в Алжире и Фронт исламского действия в Иордании в числе первых отреагировали на поворотные события в Тунисе.

Тунисские события показали, что демократия в арабском мире может появиться не только через отправку американских войск в Ирак, отмечает газета Le Temps.

Впрочем, было бы поспешно и ошибочно делать вывод о том, что тунисская ласточка принесет демократическую весну в арабский мир, подчеркивает автор статьи. Ведь революции в Тунисе способствовало одно исключительное обстоятельство - раскол между полицейским аппаратом и армией, которым воспользовалась разъяренная толпа. "Сегодня трудно представить, чтобы египетская или алжирская армия несколько недель подряд великодушно мирились с всплеском народного возмущения. Возможность "заражения" Ливии теоретически выглядит наиболее правдоподобно. Власть Каддафи держится на полицейской машине, которая, как и в Тунисе, отодвинула армию на задний план; не исключено, что однажды она воспримет социальный протест как побуждение к реваншу. Неудивительно, что полковник раньше всех осудил демократические устремления тунисцев. Надо ли подчеркивать, что эти устремления еще далеко не конкретизированы. Режим свергнут, революция шагает по стране, но она еще не завершена", - цитирует газету сайт InoPressa.

Многие аналитики уже начали высказывать мнения о том, что свержение в Тунисе 23-летнего режима бен Али может стать "первой ласточкой" на Ближнем Востоке и в Северной Африке, в первую очередь, в наиболее коррумпированных и экономически слабых странах, где и без того непростая социально-экономическая ситуация осложняется заиндевевшим бюрократических аппаратом госвласти, представленным на протяжении десятилетий одними и теми же политиками.

Арабы иракского Киркука грозят скинуть власть курдов

Тысячи этнических арабов собрались в понедельник перед зданием администрации провинции Киркук, угрожая поднять "революцию тунисского типа" против действующих в провинции курдских сил безопасности, передает РИА "Новости".

Демонстранты обвиняют их в проведении произвольных арестов арабов и содержание задержанных в секретных тюрьмах. Они потребовали от центрального правительства в Багдаде принять меры для урегулирования "продолжающегося кризиса в провинции".

"То, что случилось в Тунисе может произойти и в Ираке. Арабы с корнем вырвут силы безопасности в Киркуке, как народ Туниса за один день выкорчевал президента своей страны", - заявил иракскому телеканалу "Аш-Шаркия" член политсовета арабской общины Киркука Абдул Рахман.

Он призвал иракское правительство "извлечь уроки из того, что произошло в Тунисе", утверждая, что арабы Киркука "пойдут тем же путем", если их требования о выводе сил безопасности из провинции не будут выполнены.

По словам одного из участников демонстрации, начиная с 2003 года Асайиш (курдские силы безопасности) и Пешмерга (армия Курдистана) "проводят кампанию ареста арабов".

В свою очередь член парламента Курдистана Халид Шувани назвал "разжиганием национальной розни" угрозы арабов "совершить народную революцию" против курдской службы безопасности и призвал "к усилению сил Пешмерга в спорных районах для защиты курдского населения".

"Они хотят продолжать политику арабизации и депортации курдов, которую проводил режим Саддама Хусейна, недовольны политической ситуацией, которая сложилась после 2003 года", - сказал Шувани, выступая на телеканале "Курдистан".

Проблема Киркука резко обострилась после войны 2003 года, когда власти Курдистана потребовали включения провинции и ряда других "спорных районов" в состав своего автономного края. Против этого выступили населяющие Киркук этнические арабы и туркмены.

В годы правления Саддама Хусейна в приграничных с Курдистаном районах проводилась политика насильственной "арабизации". Десятки тысяч курдов были выселены с этих земель, а на их место переселены арабы из центральных и южных провинций Ирака, составившие в итоге большинство населения этих районов.

После падения режима Хусейна власти Курдистана приступили к проведению прямо противоположной политики, опираясь при этом на свои силовые структуры. Этнический баланс населения качнулся в другую сторону.

Согласно новой конституции Ирака, судьбу Киркука должен решить референдум, которому должна предшествовать перепись населения в провинции. Однако арабы и туркмены препятствуют ее проведению.

Каир убежден, что Египту не грозит тунисский сценарий

Сценарий развития событий в Тунисе, приведший к свержению президента Зин аль-Абидина бен Али, не имеет шансов на повторение в Египте, заверил сегодня министр торговли и промышленности Рашид Мухаммед Рашид, сравнивая ситуацию в стране с социально-экономическим кризисом в Тунисе, обернувшимся политическим переворотом.

"В Египте отлажена система по преодолению роста цен, - сказал он. - Свыше 64 млн человек, то есть подавляющее большинство населения страны, получают продовольственные карточки, что освобождает страну от зависимости от мировых цен на нефть". По его словам, с 2008 года цены на основные продукты питания не выросли.

Между тем, в стране, где более половины населения живет за чертой бедности, правительством дотируются основные продукты питания. Цены на продукты, не подлежащие дотациям, периодически повышаются. Кроме того, несмотря на все меры правительства, в стране сохраняется высокий уровень безработицы.

Накануне глава МИД Египта Ахмед Абу аль-Гейт категорически заявил, что "опасения относительно повторения в Стране пирамид тунисских событий - это не более, чем пустые слова".