В этом финансовом году Узбекистан не получит запланированных 18 млн долларов в качестве помощи, выделяемой США развивающимся странам, сообщает министерство иностранных дел США. Это первый несомненный знак того, что США рассержены недостаточной политической и экономической открытостью своего самого главного союзника в Центральной Азии. Об этом в пятницу пишет немецкая газета Tageszeitung.
Правда, представитель министерства иностранных дел Ричард Баучер отметил, что Узбекистан в 2003 году достиг прогресса в области прав человека.
"Тем не менее, - сказал он, - мы разочарованы недостаточностью демократических реформ и ограничениями, которым на местах подвергаются американские организации".
Это решение, очевидно, никак не коснется более тысячи американских солдат, расквартированных на юго-западе Узбекистана. Через четыре месяца после того, как США открыли здесь военную базу, две страны в феврале 2002 года заключили стратегическое соглашение о партнерстве. При этом Узбекистан, чрезвычайно довольный помощью в военной и экономической сферах, взял на себя обязательства по соблюдению прав человека и либерализации экономики.
Очевидно опасаясь "революции роз" по примеру Грузии, узбекское правительство с начала года разработало ряд мер, которые препятствуют работе неправительственных организаций. Так, закон запрещает неправительственным организациям сотрудничество с политическими партиями.
Две недели назад политическая деятельность неправительственных организаций была и вовсе запрещена. Институту Open-Society-Institut американского миллиардера Джорджа Сороса пришлось покинуть Узбекистан.
Еще в мае узбекский министр юстиции Абдусамат Полвон-заде напомнил фондам Республиканской и Демократической партий, а также американской правозащитной организации Freedom House, что им грозит та же судьба, что и Open-Society-Institut, если они по-прежнему не будут соблюдать узбекскую конституцию.
"После того как Полвон-заде задал подобный тон, у министерства иностранных дел США не было иного выхода, кроме как прекратить оказание финансовой помощи, - говорит американский политолог Джефф Эрлих из Eurasia-Foundation в Ташкенте. - Выделение помощи развивающимся странам осуществляется с одобрения конгресса. Однако он на это никогда не пойдет, поскольку в правлении партийных фондов сидят самые влиятельные сенаторы".
То, что данное решение окажет влияние на американских солдат в Узбекистане, Эрлих не думает. "Когда министр обороны Дональд Рамсфельд прибыл в феврале в Узбекистан, он поблагодарил правительство за поддержку в борьбе против терроризма и подчеркнул, что права человека - это лишь один аспект отношений США с Узбекистаном. Узбекское правительство интерпретировало это таким образом, будто военный аспект более важен".
Это подтверждает и реакция узбекского министерства иностранных дел.
"Решение министерства иностранных дел США меня не разочаровывает, - сказал узбекский представитель министерства иностранных дел Ильхом Закиров. - Для нас важен конец заявления Баучера, где говорится, что США не собираются прекращать сотрудничество в борьбе против террора".
Американская база в узбекском Ханабаде сыграла решающую роль в свержении правительства талибов в 2001 году. Но с тех пор, как в распоряжении США оказался большой аэропорт в афганском Баграме, многие наблюдатели подвергают ее стратегическое значение сомнению. (Перевод статьи публикует сайт Inopressa.ru)