Архив NEWSru.com

В Душанбе заметно обострилась ситуация вокруг преобразования 201-й мотострелковой дивизии в 4-ю базу Министерства обороны России. Первые признаки обострения стали заметны практически сразу же после апрельского визита Владимира Путина в Душанбе, пишет сегодня "Независимая газета".

С одной стороны, таджикская сторона, по данным источников газеты в Пограничной службе ФСБ России, намерена потребовать от российской, чтобы финансирование своей пограничной группы, охраняющей таджикско-афганскую границу, Россия осуществляла в полном объеме, а не по схеме 50 на 50% с той и с другой стороны, как это происходит в настоящее время. Это предложение, по словам источников, прописано в контексте готовящего проекта пролонгации нового соглашения о нахождении в Таджикистане российских "зеленых фуражек". Действие старого соглашения истекло, и нарабатываются статьи нового, которое должно быть подписано на уровне первых лиц двух государств. Если Москва согласится на полноценное содержание своей 11,5-тысячной погрангруппировки, то это не только обойдется России в круглую сумму, но и будет означать, что Душанбе умеет давить на Кремль и даже добиваться своего, отмечает газета.

Командующий российской погрангруппой в Таджикистане генерал-лейтенант Александр Маркин подтвердил, что работа над соответствующим документом действительно идет, но говорить о каких-либо конкретных предложениях "еще очень рано". Кроме того, заметил он, это сфера компетенции политического руководства.

С другой стороны, в таджикской столице живо обсуждается тема 1 миллиарда долларов - якобы такова сумма долгосрочного кредита, которую Соединенные Штаты предложили президенту Таджикистана Эмомали Рахмонову за то, чтобы Душанбе не подписывал с Москвой соглашения о движимом и недвижимом имуществе, организационно-штатной структуре и применении боевых сил 201-й мотострелковой дивизии в связи с переформированием ее в 4-ю военную базу.

И все это происходит на фоне заметно затягивающихся переговоров по окончательному решению проблем с началом функционирования российской военной базы. В то же время начальник управления информации национального МИДа Игорь Саттаров, комментируя данные сведения, назвал их "досужими домыслами каких-то недругов российско-таджикских отношений". По его же словам, "процесс формирования на территории республики военной базы находится в рабочем состоянии".

И все же очевидно, что в переговорном процессе по базе не все идет так благополучно, как хотелось бы российской стороне. По словам заместителя командира 201-й дивизии полковника Александра Рубцова, у таджикской стороны есть ряд претензий к российской. Что это за претензии, Рубцов уточнять не стал.

В то же время, несмотря на последние заявления Путина, заметно, что Россия демонстрирует свою непоследовательность в решении проблемы базы, отмечает газета. Как известно, договор о ней был подписан еще в 1999 году и должен был вступить в силу через год с момента подписания. Его даже ратифицировали парламенты обеих стран, но обмен ратификационными грамотами не произошел до сих пор. Дело в том, что тогда этим договором Москва как бы узаконила нахождение здесь российского воинского контингента на фоне внутриполитических интриг в стране, когда готовились выборы президента и парламента республики. К тому же не было известно, кто придет к власти, то есть дальнейшая судьба 201-й дивизии была непредсказуемой. Договор был подписан в спешке, с констатацией "базе быть", без уточнения подробностей. Путин своим посещением Душанбе придал как бы новый импульс этому процессу, однако до сих пор ничего особенного на практике пока не происходит. Продолжается лишь "наработка основополагающих документов".

Более того, на фоне расширения американского и натовского военного присутствия в Центрально-Азиатском регионе Россия начала в спешном порядке сокращать 201-ю дивизию. По словам полковника Рубцова, ряд частей были расформированы. В частности, артиллерийский и зенитно-ракетный полки, реактивный дивизион в Курган-Тюбе, на вооружении которого находилась знаменитая система "Ураган" (дальность стрельбы этого мощного оружия составляет 35 км) плюс несколько отдельных батальонов и рот. В настоящий момент, по словам военных, дивизия осталась практически без средств ПВО, если не считать нескольких батарей, которые остались от зенитно-ракетных дивизионов в мотострелковых полках.

И это в то время, когда в аэропорту Душанбе продолжают совершать посадки и взлеты натовские самолеты. Рядом с российскими МиГами и 76-ми Илами на аэродроме в Душанбе стоят огромный топливозаправщик на базе "Боинга-747" и два французских транспортника. А офицеры дивизии рассказывали, что, когда тут приземлялись и истребители F-16, ощущения были не самые приятные. Прямо рядом с летным полем разбиты палатки обслуживающего персонала контингента НАТО, а сами представители в шортах и майках по утрам совершают спортивные променады по кромке бетонных плит. Впрочем, тот же представитель МИДа Игорь Саттаров "еще раз" заявил газете, что в рамках антитеррористической ситуации в Афганистане разрешено использовать наше воздушное пространство и наши аэродромы, но речи о размещении воинского контингента этих сил не было никогда. У нас работала лишь небольшая группа экспертов".

В настоящий момент в Минобороны, видимо, опомнились, что сократили слишком много и теперь, по словам замкомдива Рубцова, "планируется воссоздать отдельный зенитно-ракетный дивизион, который будет иметь технику зенитного полка и сможет осуществлять воздушное прикрытие частей 201-й дивизии".

По данным другого источника газеты, в результате сокращений личный состав дивизии уменьшился с 8 тыс. до 5,5 тыс. человек. В настоящее время ее части остаются в Душанбе, Курган-Тюбе и Кулябе. Семь тактических групп дивизии продолжают находиться на заставах Московского и Пянджского погранотрядов на самых опасных с точки зрения ситуации на таджикско-афганской границе направлениях. В оперативном подчинении дивизии находятся также отдельная вертолетная эскадрилья в составе 10 вертолетов (4 Ми-8 и 6 Ми-24) и авиационная группа в составе пяти МиГ-25. Все эти части войдут в состав будущей 4-й базы. Вне ее подчинения останется лишь полк космических войск, находящийся в Нуреке, задачи которого никак не связаны с функциями, которые будут определены базе.

Уже началась передислокация городских подразделений соединения в пригородный район так называемого Гипрозем-городка (здесь располагается 92-й полк), находящегося в 15 километрах от центра Душанбе, где и будет находиться центр базы. Впрочем, по словам Рубцова, это планировалось еще с советских времен. На местном пустыре к 2005 году планируется построить казармы, хранилища, военный госпиталь, общежития семейного типа, детский сад, гарнизонный дом офицеров. Ряд объектов появится также в Кулябе и в Курган-Тюбе.

Однако когда начнется строительство, и какими силами оно будет осуществляться, пока не ясно. По информации из самой дивизии, деньги под упомянутые объекты будут выделены лишь к 1 января 2004 года. Но и после этого пустырь может неопределенное время так и оставаться пустырем. Ибо на данный момент все упирается в переговорный процесс. И, по словам источников газеты в 201-й дивизии, нельзя исключать, что таджикская сторона довольно долго не будет идти на компромиссы. До тех пор, пока Россия не начнет ощутимо платить за свою базу.