Jonathan Westin / neuro.info.se

Нервные клетки человека вопреки прежним представлениям восстанавливаются так же, как у животных, утверждают шведские ученые. Как выяснилось, в отделе мозга человека, который отвечает за обоняние, из клеток-предшественниц образуются зрелые нейроны. Однажды они смогут помочь "починить" травмированный мозг.

Человеческий мозг способен воспроизводить новые нейроны благодаря деятельности стволовых клеток. Последние в ходе внутриутробного развития плода отвечают за формирование мозга, а у взрослого человека могут создавать нервные клетки головного мозга, пишет журнал Spiegel о результатах совместного исследования медиков из университетов Окленда (Новая Зеландия) и Гётеборга (Швеция).

Известно, что человеческий организм обладает огромными возможностями к регенерации. Ежедневно кожа прирастает на 0,002 миллиметра. А новые кровяные тельца в костном мозге уже через несколько дней после своего появления выполняют свои основные функции. Кроме того, нервные клетки способны восстанавливаться в конечностях и в подкожном слое, однако в центральной нервной системе - в мозге и спинном мозге - этого не происходит. Поэтому человек с поврежденным спинным мозгом не сможет больше бегать. Наконец, нервная ткань безвозвратно разрушается в результате инсульта (полный текст на сайте InoPressa).

"Мы обнаружили своего рода автобан для стволовых клеток в головном мозге", - говорит автор исследования Петер Эрикссон из института нейронаук и психологии при Гётеборгском университете. Речь идет о трубчатой структуре длиной с фалангу пальца, которая соединяет два ареала одного полушария головного мозга: боковой желудочек, где циркулирует спинномозговая жидкость, и так называемый Bulbus olfactorius - носовую луковицу.

Вблизи наполненного жидкостью желудочка и находятся те самые стволовые клетки. Об этом резервуаре для клеток-прародительниц ученым известно по исследованиям животных, и факт существования этого органа у человека - не новость. Однако теперь стало понятно, что клетки по трубке, которую ученые назвали Rostral Migratory Stream, мигрируют к обонятельной луковице, которая переправляет обонятельные импульсы, возникающие в слизистой оболочке носа, в глубокие отделы головного мозга для обработки.

"Таким образом, человеческий мозг в состоянии поставлять материал для производства новых нейронов", - утверждает Эрикссон.

Любопытно, что уже в 1998 году ученые обнаружили в очень старом с точки зрения эволюции отделе головного мозга - в Hippocampus - похожие явления. В этом отделе, который к тому же связан со свойствами памяти, также могут возникать новые нервные клетки.

В рамках исследования ученые обследовали мозг 30 умерших мужчин и женщин. Международная команда использовала в своих исследованиях антитела, которые, соединяясь со стволовыми клетками, делали их видимыми. Электронные микроскопы могли зафиксировать таким образом клетки и показать, что они попадают из своего резервуара в желудочки мозга и в носовую луковицу. Там они развивались до зрелых нейронов. Этот феномен уже был известен по исследованиям животных: так, ученые из Center of Nervous System Repair при центральном госпитале Массачусетса и бостонской Harvard Medical School недавно доказали, что разные запахи приводят у крыс к тому, что в носовые луковицы попадают новые нервные клетки. "Теперь мы можем с большей уверенностью опираться на результаты наших исследований животных, - свидетельствует Эрикссон. - Скорее всего, мы похожи на крыс больше, чем предполагалось ранее".

В 2006 году ученые уже выдвигали гипотезу о возможности восстановления нервных клеток после повреждения мозга. Тогда китайские ученые во главе с Кунь Линь Цзинь из шанхайского университета обнаружили у пациентов, перенесших инсульт, новые нервные клетки. Новое исследование приблизило научный мир к овладению процессом формирования самого сложного человеческого органа - головного мозга. "Возможно, нам в будущем удастся повлиять на стволовые клетки и заставить их создавать нейроны", - оптимистично заключает Эрикссон.

Отметим, что летом 2006 года врачи США на практике осуществили регенерацию мозга у тяжело больного человека. Однако не торопились с общими выводами, поскольку для этого необходимы дополнительные исследования.