Запрещенная в РФ террористическая группировка "Исламское государство" (ДАИШ) платит своим бойцам примерно 600 миллионов долларов в год, что составляет примерно две трети ее дохода. Между тем основная численность ИГ, которая контролирует значительные территории в Сирии и Ираке, составляет от 80 до 100 тысяч человек. Об этом говорится в журналистском расследовании британского издания The Financial Times.
По информации источника, за прошедший год "Исламское государство" заработало не менее 900 миллионов долларов. Как минимум две трети от этой суммы пошли на вооруженные силы - то есть на выплаты боевикам.
Каждый месяц ИГ тратит не менее 20 миллионов на зарплаты иностранным военным, которые составляют ядро вооруженных сил организации. Еще от 15 до 20 миллионов идет на выплаты бойцам из числа местного населения и вспомогательным службам.
По данным издания, иностранные добровольцы, воюющие за ИГ, получают от 600 до 1000 долларов в месяц. За наличие жены или рабыни каждый боец получает надбавку в размере 50 долларов, а за наличие ребенка - еще 35 долларов.
Уроженцы Ирака и Сирии, которые принесли клятву верности лидеру группировки Абу аль-Бакру аль-Багдади, получают от 200 до 300 долларов в месяц. Те, кто воюет за ИГ, однако клятву верности не приносил, получают 50-150 долларов в месяц. Все деньги выплачиваются наличными.
Как стало известно журналистам, расходы группировки на подобие социальных институтов на подконтрольной им территории в целом ниже: так, сотрудники больниц получают зарплату не более 300 долларов. Расходы ИГ на здравоохранение и образование не превышают десяти миллионов долларов в месяц.
Численность вооруженных сил "Исламского государства", по подсчетам The Financial Times, составляет от 80 до 100 тысяч человек (из них 30 тысяч - иностранное ядро).
Накануне британское издание деловых кругов уже писала о доходах ИГ. Расследование, проведенное FT, указывает на то, что ДАИШ зарабатывает на налогообложении, рэкете и конфискациях как минимум столько же, сколько и на нефти. Ранее сообщалось, что доходы экстремистов от торговли нефтью достигли в прошлом году 450 млн долларов.
В статье описывается схема, при которой все предметы, присвоенные в результате набегов на банки, военные базы и дома бывших чиновников, позже распродаются на рынке. Боевики, принимавшие участие в рэкете, получают пятую часть от выручки, а другие члены ИГ имеют право покупать все за полцены.
Прибыль от контроля за торговыми потоками еще выше, утверждает FT. По информации газеты, ежедневно до 600 грузовиков с продуктами, стройматериалами и другими товарами выстраиваются к очередь с турецкой стороны границы с Сирией. При этом водители избегают территорий, подконтрольных силам президента САР Башара Асада, предпочитая вести дела с ИГ. Внушительный поток транспорта прибывает на территорию ИГ и со стороны подконтрольных Багдаду территорий Ирака. На таможенных поборах террористы зарабатывают, по данным FT, около 140 млн долларов в год.
Ко всем подконтрольным территориям бойцы ИГ применяют систему закята - обязательного налога в пользу бедных, сообщает ТАСС. Экстремисты удерживают 2,5% с суммы капитала обеспеченных граждан или бизнесменов, от 5 до 10% урожая. Налогами в размере от 10 до 50% облагаются и зарплаты иракских служащих, которым правительство продолжает перечислять деньги, даже несмотря на то, что территория находится под пятой ИГ. По данным правительства Ирака, до 400 тыс. госслужащих проживают в районах, контролируемых ИГ.
Таким образом, отмечает издание, воздушные удары по нефтяной инфраструктуре террористов не разрушат экономику ИГ. Несмотря на то, что сирийская нефть на первый взгляд кажется ресурсом группировки, который может приносить самый большой доход, даже если производство сырья будет сведено на нет, это не ослабит экономику ИГ, существующую на доходы, в том числе от налогов.
В начале декабря британские журналисты писали, что ИГ выстраивает государственные институты в попытках добиться самостоятельности. Группировка уже создала правительство с департаментами и казначейство, у террористов есть и своя экономическая программа - об этом, в частности, говорилось в материале The Guardian.
Британское издание изучило программу с названием "Принципы управления в "Исламском государстве". В 24-страничном документе содержатся инструкции по формированию международных отношений, управлению полноценной пропагандистской машиной и централизованному контролю за природными ресурсами, в том числе нефтью и газом.
Этот текст "обнажает государственнические амбиции самой богатой и самой дестабилизирующей джихадистской группировки за последние 50 лет", полагает автор статьи, перевод которой приводит InoPressa. Он указывает, что политика ИГ - не только жестокое кровопролитие и показательные казни, но и развитие здравоохранения, образования, коммерции, коммуникаций и рабочих мест.
По мнению издания, "Исламское государство" - это нечто большее, чем просто толпа боевиков. Система ИГ, судя по описанию, оставила далеко позади себя возможности "Аль-Каиды" (запрещена в РФ) тех времен, когда она планировала теракты 11 сентября. Комментируя боевые операции, которые ведут мировые державы против ИГ, автор отмечает, что "задача, стоящая перед военными, не сводится к простой боевой арифметике".
"Исламское государство"
Датой формирования "Исламского государства" считается 2006 год, когда часть боевиков вышла из "Аль-Каиды". Наибольшую силу новая террористическая группировка набрала во время вооруженного конфликта на территории Сирии, где ИГ воевала против правительственных сил. В 2014 году "Исламское государство" резко активизировало свою деятельность в Ираке.
Воспользовавшись недовольством иракских суннитов политикой Багдада, ИГ развернуло массированное наступление на северные и северо-западные провинции Ирака и захватила обширные территории, где объявила о создании так называемого исламского халифата на подконтрольных ей территориях от Алеппо на севере Сирии до провинции Дияла на востоке Ирака.
Россия проводит воздушную операцию в Сирии с 30 сентября. После инцидента со сбитым Су-24 на границе с Турцией бомбардировщики РФ вооружили ракетами "воздух - воздух". На днях Минобороны РФ обвинило власти Турции в масштабных закупках нефти у ИГ. Правда, иракские курды опровергли доказательства, приведенные российским военным ведомством. Борьбу с исламистами ведет также коалиция во главе с США.