meria.poltava.ua

Мэрия Полтавы объявила конкурс на поиск "сокровищ" гетмана Ивана Мазепы, якобы затопленных им в реке Ворскле при отступлении после поражения шведов в Полтавской битве 1709 года. Как сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе ведомства, акция кладоискателей состоится 28 июня, в 300-летнюю годовщину сражения.

За легендарным "кладом" всем желающим необходимо будет нырять в реку Ворсклу. Поскольку, по свидетельству историков, никого клада на дне реки нет, местные власти решили материально заинтересовать ныряльщиков. На дне реки будут спрятаны 10 тысяч современных гривен монетами (1300 долларов). Несмотря на данные исторической науки, представители мэрии надеются, что в ходе конкурса участники смогут и впрямь отыскать драгоценности гетмана, сообщили в пресс-службе мэрии.

Шоу к юбилею знаменитого сражения полтавские власти придумали на основе одного из преданий, согласно которому, убегая от русских войск, Иван Мазепа приказал сбросить в Ворсклу находившиеся при нем сокровища - золото и серебро. Правда, другие варианты этой легенды называют другие места хранения "сбережений" Мазепы.

Напомним, в 1687 году Мазепа был избран гетманом Левобережной Украины. Он сумел завоевать расположение молодого царя Петра, и тот долгие годы безгранично доверял ему, осыпал щедрыми дарами, наградил орденом Андрея Первозванного. За свое 20-летнее правление Мазепа завладел землями со 120 тысячами крестьянских душ и сколотил фантастическое на то время состояние.

Задумав уйти из-под власти московского царя, гетман затеял тайные переговоры с королем Швеции Карлом XII и в октябре 1708 года присоединился к его войскам, вторгшимся на Украину. Шведский король, постоянно нуждавшийся в деньгах, очень рассчитывал на богатства Мазепы. Есть легенда, будто собираясь к шведам, Мазепа послал им 30 возов с серебряными и золотыми монетами. После поражения под Полтавой Мазепа вместе с Карлом бежал к туркам в Бендеры, где вскоре скончался. Позже его останки были перенесены в румынский город Галац.

Слухи о гетманских кладах появились с легкой руки царя Петра. В 1708 году после конфискации сокровищ, хранившихся в Киево-Печерской Лавре и Белой Церкви, и предания гетмана анафеме царь призвал народ указывать местонахождение спрятанного Мазепой добра, обещая за это половину найденного.

По людской молве, клады эти были схоронены в нескольких местах. В Киеве - около Кирилловской церкви, где в XIX веке после каждого провала почвы окрестных жителей охватывала золотая лихорадка. В Чернигове - под зданием полковой канцелярии, тут, по легенде, в ночь на Ивана Купалу можно до сих пор увидеть красавицу Матрену (Марию) Кочубей, стерегущую богатства своего возлюбленного - Мазепы. Или в районе села Переволоки на дне Днепра, где при переправе Мазепа якобы был вынужден сбросить два бочонка золота и драгоценную утварь.

По другой версии, часть богатейшей гетманской казны могла быть укрыта в его замках - Поросюченском под Бахмачом и Гончаровском под Батурином, бывшем с 1669 года столицей малороссийских гетманов. В этом городе при его правлении было возведено много строений, однако из исторических зданий сохранились лишь дворец и Воскресенская церковь. На ее месте прежде стоял так называемый "мазепин столп" - огромная башня, которую разобрали, а на ее фундаменте построили церковь. Историки полагают, что "столп" представлял собой фрагмент Троицкого собора, под которым, считают исследователи, и хранил свои сокровища Мазепа.

Напомним, в связи с обострившимися в последние годы отношениями России и Украины президент Виктор Ющенко призвал развеять "миф" об измене украинского гетмана. "Пора окончательно развеять все мифы о якобы измене Ивана Мазепы. Иван Мазепа - не изменник, Иван Мазепа - защитник родной земли", - заявил президент в селе Мазепинцы (Киевская область) на мероприятиях по случаю 370-летия со дня рождения гетмана.

Согласно исследованию социологического центры Research & Branding Group, в вопросе о том, является ли Мазепа героем, боровшимся за независимую Украину (так полагают 29,8% респондентов, из которых 55,9% живут на западе, 29,3% - в центре, 17,4% - на юго-востоке страны), либо предателем, перешедшим на сторону врага (28% человек, из которых 11,1% представляют запад, 19,4% - центр, 41,5% - юго-восток), украинское общество фактически разделилось пополам. В свою очередь эксперты отмечают, что "разговор о снятии анафемы с Мазепы является фактором раскола Украины".