Известный миллиардер и филантроп Джордж Сорос утверждает, что американская "война с терроризмом" обречена на провал и объясняет, почему.
"Это лживая метафора, которая привела к контрпродуктивной и саморазрушительной политике. Спустя пять лет после 11 сентября (2001 года - прим. ред.) вводящая в заблуждение фигура речи, применяемая буквально, развязала реальную войну, которая ведется на нескольких фронтах - в Ираке, Газе, Ливане, Афганистане, Сомали, - войну, в которой погибли тысячи мирных граждан, которая привела в ярость миллионы во всем мире. Однако "Аль-Каиду" не подавили; заговор, который унес бы больше жизней, чем 11 сентября, только что был раскрыт благодаря бдительности британской разведки", - пишет Сорос в статье, опубликованной в газете The Wall Street Journal. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)
Сорос в статье выражает сожаление в связи с тем, что метафора "война с терроризмом" без критики принята американским обществом как очевидный ответ на 11 сентября. "Сегодня распространено мнение, что вторжение в Ирак было серьезной ошибкой. Но война с терроризмом остается рамками, в которые должна вписаться американская политика. Многие демократические политики следуют ей из страха получить ярлык слабых в вопросах обороны", - отмечает финансист и автор книги "Эпоха ошибок. Последствия войны с терроризмом".
Он обозначил четыре фактора, которые делают "войну с терроризмом" обреченной на провал.
1. Война в силу своей природы порождает невинные жертвы. Война, развязанная против террористов, с большей вероятностью приводит к невинным жертвам, так как террористы склонны скрывать свое местонахождение. Гибель, ранения и унижение гражданского населения порождают гнев и обиду у их родственников и общин, которые, в свою очередь, служат укреплению поддержки террористов.
2. Терроризм - это абстракция. Он сводит воедино все политические движения, использующие террористические методы. "Аль-Каида", "Хамас", "Хизбаллах", суннитское сопротивление и "Армия Махди" в Ираке - совсем не похожие друг на друга силы, но глобальная война президента Буша с терроризмом мешает американцам провести различие между ними и вести себя с ними соответственно. Также "война с терроризмом" препятствует столь необходимым переговорам с Ираном и Сирией, так как это государства, поддерживающие террористические организации.
3. "Война с терроризмом" делает акцент на военной операции, тогда как многие территориальные конфликты требуют политического урегулирования. И, как показали британцы, лучше всего справляется с "Аль-Каидой" хорошая разведка. Война с терроризмом повышает террористическую угрозу и делает задачу разведывательных структур труднее. Усама бен Ладен и Айман аз-Завахири до сих пор на свободе; необходимо сосредоточиться на их поисках и предотвращении терактов, аналогичных раскрытому в Англии.
4. "Война с терроризмом" вбивает клин между "нами" и "ими": мы - невинные жертвы, они - преступники. Но мы не замечаем, что по ходу дела сами становимся преступниками, однако остальной мир это замечает. Именно так образовалась широкая пропасть между Америкой и значительной частью мира.
По мнению Сороса, в целом эти четыре фактора гарантируют, что "войну с терроризмом" невозможно выиграть. "Бесконечная война, развязанная против невидимого противника, наносит огромный ущерб влиянию и престижу США за границей и нашему открытому обществу дома. Она привела к опасному расширению исполнительной власти; она запятнала нашу приверженность всеобщим правам человека; она замедлила важнейший процесс, лежащий в основе открытого общества; она стоит огромных денег. Важнее всего то, что она отвлекла внимание от других насущных нужд, требующих американского лидерства, например, завершения работы, правильно начатой в Афганистане, направления сил на надвигающийся глобальный энергетический кризис и борьбы с ядерным распространением", - полагает финансист.
В связи с упадком американского влияния Сорос прогнозирует миру "сползание в порочный круг эскалации насилия". Избежать такого развития событий, по мнению Сороса, возможно, только если американцы отвергнут "войну с терроризмом" как лживую метафору, а если сохранится "неправильный курс", ситуация продолжит ухудшаться. "Проверке подвергается не наша воля, а наше понимание реальности. Больно признавать, что причиной наших нынешних трудностей являются наши же неверные представления. Однако непризнание этого в долгосрочной перспективе неизбежно будет гораздо болезненнее. Сила открытого общества - в его способности признавать и исправлять ошибки. Это испытание, которое нам предстоит пройти", - заключает миллиардер.