Reuters

Поток туристов в Тибет за год вырос на 60% и достиг 4-миллионной отметки, превысив тем самым в 1,5 раза численность местного населения. Железнодорожное и авиасообщение улучшилось, но в этой связи еще более выросла нагрузка на дороги в Тибете, а также дворцы и монастыри, где и так было не протолкнуться. Духовный лидер Тибета предостерег, что хрупкая окружающая среда Тибета находится под угрозой, пишет The Guardian.

Накануне государственное китайское информационное агентство Xinhua сообщило, что за 2007 год Тибет - малонаселенную область в Гималаях с 2,8 млн жителей - посетили 4 млн туристов. "Впервые число туристов превзошло численность населения в целом, - пояснил Мэтт Уиттикейс из организации Free Tibet Campaign. - Туризм, безусловно, является одним из столпов стратегии китайских властей, направленной на развитие по западному пути, но он оказывает непростительно сильное воздействие на хрупкую окружающую среду Тибета".

По сообщению Xinhua, несмотря на то, что построены аэропорты, а также железнодорожная ветка между столицей Тибета Лхасой и городом Синьин в соседней провинции Цинхай, туристической индустрии Тибета пришлось задействовать 775 туристических автобусов, чтобы справиться с притоком гостей. (Полный текст на сайте InoPressa.ru).

Железнодорожная линия протяженностью около 1250 миль, движение по которой открылось в 2006 году, проходит по гористым плато и среди высокогорных вечных снегов. Ежегодно она доставляет в Тибет миллионы туристов, а также примерно три четверти всех грузов, ввозимых в регион или вывозимых из него.

В 2007 году в Тибете появился третий по счету гражданский аэропорт. Он находится в Ниинцзи. Четвертый, который задумано возвести в Нагари, станет самым высокогорным аэропортом в мире.

По сообщениям местных властей, доходы от туризма за 2007 год в целом составили около 4,8 млрд юаней (более 680 млн долларов), что на 73% больше, чем годом ранее. Но это лишь малая толика местного потенциала. По словам чиновников, в Тибете количество туристов все еще составляет менее одной десятой от числа тех, кто посещает провинцию Юньнань, граничащую с Тибетом с юга.

Доходы от туризма уже составляют около 9% ВВП Тибета, и ставка на привлекательность региона в культурном отношении - это краеугольный камень усилий китайского правительства по интеграции Тибета в Китай и стимулирования развития экономики региона, которая сейчас является преимущественно аграрной.

Официальный Пекин утверждает, что широкий приток туристов также поможет заработать средства, необходимые для сохранения древних памятников Тибета и традиционного образа жизни местного населения. Но Уиттикейс говорит, что местным жителям это пользы не приносит. "Тибетцы остаются на обочине: турбизнес ведут компании китайцев-ханьцев, зарегистрированные за пределами Тибета", – поясняет он.

Высказываются опасения, что тибетская культура гибнет под натиском ханьцев, которые составляют в Китае большинство населения. Далай-лама, духовный лидер Тибета в изгнании, обвинил китайские власти в "культурном геноциде" и предостерег, что хрупкая окружающая среда Тибета находится под угрозой, что создает проблемы не только в самом Тибете, но и в Индии, Бангладеш и самом Китае, так как все эти страны зависят от гималайских плато в том, что касается водоснабжения.

Звучат также упреки, что китайские власти не учли необходимость расширить инфраструктуру для обслуживания колоссальных орд гостей. Кроме того, по словам Уиттикейса, власти концентрируются на идее "интенсивного туризма": миллионы осаждают единичные достопримечательности, как, например, дворец Потала в Лхасе, территория вокруг которого застроена современными домами, а дороги забиты автомобильными пробками.