Euronews

Вымученный референдум по вступлению в ЕС посеял панику в литовском правительстве и вынудил местные власти на протяжении всего вчерашнего дня заниматься зазыванием безразличных аграриев на избирательные пункты, остававшиеся открытыми до десяти часов вечера, пишет сегодня Corriere Della Sera (перевод на сайте Inopressa.ru) Напряженность спала лишь после полудня, когда избирательная комиссия объявила о преодолении минимального порога в 50%. Вечером стало известно, что в референдуме приняли участие 63,51% избирателей. В конце концов, председатель избирательной комиссии Зенонас Ваигаускас сообщил, что подавляющее число избирателей, 90%, проголосовали за вступление в ЕС.

Существовали опасения, что итоги референдума в Литве подтвердят прогрессивное снижение стремления к вступлению в Евросоюз и нарастающий отказ от демократических механизмов. Как пишет итальянское издание, разочарование вследствие длительных и болезненных реформ, отсутствия положительных результатов смены системы, убежденность среди самых бедных слоев населения, что ничего не изменится ни "внутри Европы, что вне ее", усилило апатию, вызывающую обеспокоенность среди правительств стран Восточной Европы, после того, как в прошлом месяце из Венгрии поступил тревожный сигнал.

Газета напоминает, что в пятницу пройдет голосование в Словакии, где нет явных проявлений негативного отношения к вступлению в ЕС, но равнодушие электората является источником сильной обеспокоенности. Затем, в начале июня, настанет очередь Польши, где активно действуют группы и движения откровенно враждебные вступлению в ЕС. И если даже Литва, достаточно невосприимчивая к антиевропейским выступлениям, потратила столько усилий, чтобы провести референдум, чего же, в таком случае, следует ожидать в сентябре от Латвии и Эстонии, где фронт противников присоединения к ЕС набирает силу?

До последнего времени рекламные призывы в поддержку присоединения к Европе довольно редко были эффективными. В Литве, например, пропаганда была нацелена на города, молодежь, интеллигенцию, и игнорировала деревню, у которой появился зуб на Брюссель, тщательно рассчитывающий размеры субвенций фермерам, которые испытывают все больший страх потерпеть поражение в результате конкуренции. Таким образом, к недоверию в отношении Евросоюза прибавилась и недостаточная информированность, что, естественно, не настраивало на голосование.

Возможно, пишет газета, самой привлекательной, оказалась акция, проведенная сетью супермаркетов, которая дарила за символическую цену в один цент бутылку пива, плитку шоколада или пачку стирального порошка, покупателям, у которых были наклейки свидетельствовавшие о том, что они приняли участие в голосовании.

Литовские руководители пережили несколько неприятных минут, когда в субботу вечером, после закрытия избирательных участков, стали известны данные о количестве проголосовавших: около 23% плюс еще 7% проголосовавших по почте. Небольшая катастрофа.

Немедленно был разработан чрезвычайный план по активизации избирателей в сельской местности. А представители высшего руководства в прямом эфире выступили с призывами к избирателям прийти завтра на участки для голосования.

Президент Роландас Паксас затронул струны национальной гордости: " Наши латвийские и эстонские соседи, вся Европа смотрят на нас. Мы первыми голосуем за независимость. Не дадим взять над нами верх лени и равнодушию. От всего сердца прошу вас, подумайте о будущем, голосуйте за самих себя и за Литву".

Премьер-министр Бразаускас обратился к непосредственно к крестьянам: "Возвращайтесь с полей, завершайте работу, вспомните о том, что нужно голосовать". И бывший президент Адамкус, "американец", призвал соотечественников "не упустить историческую возможность проголосовать за независимость". В бой вступила даже церковь.

В воскресенье утром во время мессе, святые отцы призывали верующих совершить свой гражданский долг, чтобы "совесть была спокойна". В деревнях и небольших населенных пунктах представители властей ходили от дома к дому и убеждали самых упрямых принять участие в голосовании. Мэры организовали автобусы для доставки избирателей на участки для голосования.

В вечернем выпуске теленовостей было объявлено, что "страх прошел", и что "страна вздохнула с облегчением". И лишь после этого были открыты бутылки с шампанским и началось празднование перед президентским дворцом.