В традиционно консервативном индийском обществе за последние годы произошли радикальные изменения, касающиеся, в частности, роста интереса молодых индийских женщин к сексу, браку и работе. Об этом наглядно свидетельствует и эволюция индийской версии журнала Cosmopolitan, которая дает возможность увидеть темп перемен в местном обществе.
Новый номер Cosmopolitan обещает открыть читательницам "движения в постели, которые заставят его захотеть еще", а девушка на обложке демонстрирует вызывающее декольте, пишет International Herald Tribune.
То, как за последнее десятилетие изменился журнал, свидетельствует о более важных вещах, чем просто об отбрасывании табу, касающихся секса. Эти изменения отражают растущую независимость или, по крайней мере, надежду на независимость среди представительниц индийского городского среднего класса, отмечает американская газета (полный текст на сайте Inopressa.ru).
В стране с населением 1,1 млрд читательская аудитория Cosmopolitan, который выходит тиражом 95 тыс. экземпляров, представляет собой очень тонкий слой городского населения. Но изменения общественной морали уже стремительно распространяются из крупных индийских городов в провинциальные.
"Мы все очень нервничали, и у нас были для этого причины, - говорит издатель журнала Мала Сехри. - Мы не представляли себе, как люди будут реагировать. Рекламодатели справшивали нас: "Где все эти женщины, к которым вы обращаетесь? В Индии их нет в помине. Все эти идеи просто завезены с Запада". Аналитики предупреждали нас, что "подход журнала чужд нашему воспитанию и бросает вызов нашим ценностям".В статьях первых номеров индийского издания журнала, вышедших в свет десять лет назад, предлагались полезные советы о том, как мирно уживаться со свекровью, говорится об удовольствии от ведения дневника и превозносятся достоинства полиэстера.
Хотя главное, за что Cosmopolitan покупают во всем мире, – его откровенный взгляд на секс и отношения полов, именно эта его сторона перед индийскими читателями предстала в сильно препарированном виде. Единственное и довольно невинное упоминание о сексе на обложке первого номера за октябрь 1996 года ("Сексуальные тайны, о которых твоя мать никогда не решалась тебе рассказать") вызвало реакцию ужаса в индийском обществе. Родина "Камасутры" и эротических храмовых скульптур в Каджурахо оказалась не готовой к такой смелости.
"Когда мы показывали журнал рекламодателям, они смущались и не хотели, чтобы их видели с этой обложкой; они переворачивали его вверх ногами или прятали подальше, обещая получше рассмотреть потом", - рассказывает Мала Сехри. Тогда в Индии существовал только один журнал для женщин – Femina, который рассказывал читательницам, как избавиться от муравьев, и давал полезные советы по вязанию.
Но спустя десять лет стеснение исчезло. Обсуждение вопросов секса в печати перестало быть табу. На этой неделе на обложке обычно серьезного новостного издания India Today опубликована фотография почти обнаженной пары с обещанием рассказать все о "тайных желаниях" одиноких индийских мужчин. Playboy с интересом изучает индийский рынок. Реклама ароматизированных презервативов идет по телевидению в прайм-тайм.
"Раньше мы этого стеснялись, – говорит Сехри. – Сейчас мы регулярно проводим исследования сексуальных привычек индийских женщин. И женщины не только отвечают на наши вопросы, но и с радостью сообщают свое имя. Десять лет назад нельзя было вообразить, что можно задавать подобные вопросы".
Во многих отношениях Индия остается глубоко традиционной страной, так что этот новый климат открытости отчасти является иллюзией, создаваемой масс-медиа с целью подогреть интерес к модной индустрии и увеличить продажи западной косметики, пишет International Herald Tribune. Как люди, покупающие Yachting Monthly, не всегда владеют яхтами, так и женщины, покупающие Cosmopolitan, не обязательно занимаются сексом. Между разговорами и делом – дистанция огромного размера.
Отказ журнала говорить о традиционных для женщины ролях матери и домохозяйки придал ему в Индии оттенок радикальности. Но, отвечая на пожелания читателей, Cosmopolitan теперь ориентируется не на домохозяек, а на работающих женщин, и уделяет больше внимания вопросам карьеры, чем сексу, моде и красоте.
Однако Урваши Буталиа, издательница-феминистка из Дели, скептически относится к провозглашенной журналом новой эре. "Когда дело доходит до замужества, семьи и устройства собственного дома, традиционные роли возвращаются, – говорит она. – Единственное изменение касается внешней стороны: женщина после замужества может носить джинсы, не скрывающие пупок, вместо того чтобы перейти на традиционное сари. Я не вижу масштабных преобразований в том, что касается распределения власти в семье".