Вести

Россия продолжит предпринимать дипломатические усилия по иранской ядерной проблеме. В ближайшее время состоится встреча президентов РФ и Исламской республики Дмитрия Медведева и Махмуда Ахмади Нежада, на которой, по всей видимости, будет обсуждаться, в том числе, этот вопрос. В минувший понедельник о предстоящих "буквально через несколько дней" переговорах рассказал глава российского государства, отвечая на вопросы представителей научно-образовательного сообщества в Институте русского языка им. Пушкина в Москве.

Аспирантке из Ирана, поднявшей вопрос срочного налаживания двусторонних отношений президент пообещал рассказать иранскому лидеру о необходимости "модернизации российско-иранских связей". Точная дата встречи неизвестна, передает РИА "Новости".

Напомним, что Россия в составе "шестерки" (кроме РФ, туда входят Китай, США, Франция, Великобритания и Германия) добивается, чтобы Иран, вступив в переговоры, пообещал прекратить работы по обогащению урана, так как они противоречат договору о нераспространении ядерного оружия.

В июне прошлого года Москва поддержала резолюцию СБ ООН о введении жестких экономических санкций в отношении Ирана. Документ рекомендовал государствам-членам ООН проявлять бдительность в отношении денежных переводов с участием иранских банков, чтобы предотвратить оказание поддержки ядерной программе.

Кроме того, был создан международный механизм мониторинга, который позволил контролировать передвижения подозрительных грузовых судов и проводить их досмотр. Также был расширен список вооружений, продажа которых Ирану запрещена. В него, в частности, входят штурмовые вертолеты и ракеты.

Еще до официального объявления о поддержке Россией санкций против Ирана президент Исламской республики Махмуд Ахмади Нежад пригрозил Москве сделать ее "историческим врагом Ирана". Президенту Медведеву иранский лидер советовал внести поправки в свою позицию, чтобы не лишиться хорошего отношения Тегерана. Одновременно Ахмади Нежад предупредил, что сотрудничество с США, на которое рассчитывает Россия, присоединяясь к гонителям Ирана, будет кратковременным и неэффективным.

Перед голосованием вице-президент Ирана по правовым и парламентским делам Мохаммад-Реза Миртаджеддини предупредил, что Россия заплатит за поддержку санкций против Тегерана.

После того, как Россия все же поддержала резолюцию ООН, Ахмади Нежад обвинил Москву в подключении к антииранской кампании, которую вдохновляют США, и назвал Медведева - постановщиком этой кампании.

Тем не менее разрыва отношений между Москвой и Тегераном не произошло. На встрече в ноябре прошлого года с Ахмади Нежадом в Баку в рамках Третьего каспийского саммита Медведев пытался прояснить позицию Ирана и донести до него озабоченность международного сообщества по этому вопросу, а также склонить к началу диалога по атомной проблематике при ведущей роли МАГАТЭ.

Продолжилось и сотрудничество двух стран в сфере атомной энергетики. В конце января 2011 года российский "Атомстройэкспорт" осуществил очередной этап физического пуска иранской АЭС в Бушере. Физический пуск, начавшийся на АЭС в августе 2009 года, означает окончание этапа испытаний всех систем ядерного энергоблока атомной станции. После завоза топлива на реакторе начнется подготовка к энергетическому пуску.

Последние месяцы Россия выступала против ужесточения санкций против Ирана. На прошлой неделе глава МИД РФ Сергей Лавров заявил о надежде Москвы на дипломатическое решение иранской ядерной, а не на усиление давления и принятие мер воздействия. Как отметил министр, Иран может изменить ситуацию, возобновив сотрудничество с МАГАТЭ и допустив наблюдателей на свои ядерные объекты.

В конце мая президент Медведев вместе с другими мировыми лидерами подписал итоговую декларацию саммита "большой восьмерки" , в которой выражается серьезная озабоченность действиями Тегерана, постоянно игнорирующего резолюции Совета Безопасности ООН и требования МАГАТЭ.

По этой причине, говорится в документе, МАГАТЭ не может подтвердить, что все ядерные материалы Ирана задействованы в мирных целях. Лидеры "восьмерки" подчеркнули, что признают право Тегерана на мирную ядерную программу, однако оно должно сопровождаться обязательствами, которые следует выполнять.

Как признали участники саммита, несмотря на дипломатические усилия Запада и России, а также принятия резолюции СБ ООН, никаких значительных результатов достичь не удалось. Лидеры G8 пообещали рассмотреть вопрос об ужесточении санкций, исходя из поведения Ирана по этому вопросу.