Британская The Sunday Times опубликовала фрагмент книги Мартина Сиксмита, в течение нескольких недель проводившего журналистское расследование убийства Александра Литвиненко.
В рамках расследования Сиксмит побывал в Москве. Он рассказывает о своей встрече с бывшим офицером разведки, который выразил готовность показать журналисту секретную "Лабораторию 12", непосредственно связанную с отравлением Литвиненко в ноябре минувшего года.
"Лаборатория 12", или "Камера", была основана в 1921 году советской секретной службой специально для разработки ядов, наличие которых в организме человека нельзя было бы установить в результате патологанатомической экспертизы. О местонахождении и самом факте существования этой лаборатории в России известно очень немногим. Источник Мартина Сиксмита, некоторое время являвшийся сотрудником "Камеры", уверял журналиста, что лаборатория продолжает функционировать.
Среди тех, кто стал жертвами разработок "Лаборатории 12" – "антикремлевский" президент Украины Виктор Ющенко, переживший тяжелое отравление диоксином; российский депутат Юрий Щекочихин, причиной смерти которого была названа "аллергия", хотя существуют подозрения, что он умер от острой лучевой болезни; журналистка Анна Политковская, застреленная в октябре прошлого года, после того, как попытка отравить ее оказалась "неудачной".
Также среди жертв "Лаборатории 12" экс-офицер разведки назвал имя Романа Цепова, работавшего телохранителем Владимира Путина в его "допрезидентский" период. Он был отравлен полонием и умер, как и Литвиненко, в результате остановки сердца, вызванной огромной дозой токсичного вещества, во много раз превышающей смертельную, отмечает NEWSru Israel.
По мнению Мартина Сиксмита, Литвиненко был отравлен группой людей, независимых от Кремля, но тесно связанных с российскими силами безопасности.
Сиксмит утверждает, что наиболее заинтересованы в гибели Литвиненко были его бывшие коллеги по Управлению по разработке преступных объединений (УРПО), значительную часть которых Литвиненко и его к тому времени неформальному шефу Борису Березовскому даже удалось вытащить на скандальную пресс-конференцию в Москве 17 ноября 1998 года, на которой Литвиненко рассказал о готовящемся покушении на Березовского.
По мнению британского журналиста, таким образом, карьера всех сотрудников управления была разрушена, и многие из них предпочли сотрудничать с теми, кто был заинтересован в гибели Литвиненко.
Журналист не называет новых имен. В частности, он утверждает, со ссылкой на письма Михаила Трепашкина, что ключевую роль в отравлении Литвиненко сыграл полковник Виктор Шебалин - бывший шеф Литвиненко по УРПО. В частности, Трепашкин утверждает, что предупреждал Литвиненко о создании еще в 2002 году специального подразделения для уничтожения бывшего агента и его покровителя: "В августе 2002 года я встретился у метро Китай-город с Шебалиным, по его просьбе; на встрече он заявил, что снова работает на ФСБ, и что внутри службы создана "очень серьезная группа" чтобы устранить всех, связанных с Березовским и Литвиненко".
На той же встрече, утверждает Трепашкин, ему было предложено отказаться от расследований взрывов 1999 года, а вместо этого навести справки о Литвиненко: где он работает, как передвигается, с кем и где встречается, о чем пишет книгу.
По словам нынешнего ульяновского заключенного, ему стало ясно, что они собираются сначала заслать в Лондон одного человека, чтобы узнать местоположение, а потом отправить группу с радиоактивным материалом, как стало ясно ему и то, что ФСБ готовило для него роль, которую в итоге сыграли Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун.
Последние хоть и причастны к убийству, но не по своей воле - "инициатива исходила из другой группы внутри ФСБ, создание которой было санкционировано на самом высочайшем уровне", в которую входили бывшие и нынешние сотрудники ФСБ.