Рядовой российской армии Дмитрий Артемьев, дезертировавший с оружием из воинской части в Южной Осетии и объявившийся в Тбилиси, отказался возвращаться в Россию, несмотря на уговоры родителей. По сообщению "Росбалта", отец Артемьева - бывший военный - грозился отказаться от сына, если тот не вернется в Россию.
Как сообщила грузинская телекомпания "Алания", родители 18-летнего Артемьева накануне приезжали в Грузию вместе, хотя, как сообщил сам Артемьев в очередном интервью, они уже несколько лет разведены. "Я им объяснил, что планы пока такие: хочу остаться в Тбилиси, получить статус беженца и начать работать. Когда я увидел отца, то удивился, потому что мы и в Москве с ним общались раз в год", – рассказал беглец, слова которого приводит Балтийское информационное агентство.
- Артемьев рассказал, что в Южной Осетии солдат постоянно готовили к войне
- Хроника армейских побегов. Россия - Грузия: 1:2
По словам Артемьева, вспоминать о "восьмимесячном кошмаре" в воинской части, дислоцированной в южносетинском селе Переви, ему нелегко, однако "знать о беспределе должны все". Сейчас, отметил он, для него важно избежать задержания и суда в России, который может оказаться несправедливым, поскольку, как считает Артемьев, нельзя наказывать человека за то, что он не хочет быть оскорбленным и униженным.
"Маме без меня одной будет трудно, я понимаю. Она не хочет, чтобы я жил отдельно от нее. Но пока никуда отсюда уезжать не хочу, да и не могу. Уже где-то в Москве написали, что я был под воздействием наркотиков, когда мать звонила и уговаривала вернуться, но это неправда – никаких наркотиков у меня нет, я их никогда близко не видел", – заявил беглец.
Мать, как считает он, в конце концов согласилась с его доводами. Отец же, бывший военнослужащий, был против того, чтобы сын остался в Грузии, и даже угрожал разрывом отношений. "Маму я успокоил. Она все поняла, утешилась. А отец давно уже с нами не живет. Я маленький был, когда он ушел от нас. Отец говорил, что здесь мне оставаться нельзя, а если останусь, то он как бы не будет звонить и приезжать", – сказал Артемьев.
По его предположению, отца перед отъездом в Тбилиси, видимо, "проконсультировали" соответствующие ведомства. Отметим, что ранее оба родителя рядового уверяли, что их сын не мог сбежать из воинской части сам, и считали, что его похитили.
Артемьев рассказал, что в Южной Осетии солдат постоянно готовили к войне
Артемьев объяснил, что он бежал не от Родины, а от дедовщины. "Однажды после обеда я сказал сослуживцам: "Что мы делаем здесь, в Южной Осетии? Нам говорили, что мы едем защищать Россию, а на самом деле мы не в России, а вдали от нее, в другой стране". Сослуживцы не поняли и стали меня избивать. И после этого били часто. Я просто не выдержал. Унижали и издевались каждый день", - рассказал он телекомпании "Рустави-2".
За восемь месяцев службы в Переви, по словам Артемьева, он понял многое. "Руководство постоянно напоминало о боевой готовности к возможным военным действиям", - заявил он. Отметим, что в связи с приближающейся годовщиной августовской пятидневной войны на Кавказе, власти Грузии и международные наблюдатели неоднократно выражали опасения о возможности начала в регионе нового конфликта.
Кроме того, условия для службы, по словам рядового, "были негодные". "Нас плохо кормили, командиры обращались бесчеловечно. Жили в каких-то палатках, в антисанитарных условиях. Мяса не давали, да еще били без всякой причины. Я убежал не от своей страны, а от дедовщины. Если смогут, я думаю, и другие убегут..." - заявил он. Ранее его мать заявляла журналистам, что сын не жаловался на условия службы и говорил, что "все супер".
Отметим, что, как заявили правозащитники, из части, где служил рядовой Артемьев, к ним поступали жалобы. А ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова предположила, что у Артемьева, как у дембеля, могли вымогать деньги. Правозащитница также напомнила, что по закону российских срочников в Южной Осетии и Абхазии быть не должно.
Хроника армейских побегов. Россия - Грузия: 1:2
Напомним, рядовой военнослужащий российской армии Дмитрий Артемьев в ночь на 2 июля покинул дислоцированную в Переви военную часть и обратился за помощью к грузинской стороне. С собой солдат забрал автомат АКС-74 и 180 патронов к нему. Находясь в Тбилиси, бывший военнослужащий объяснил свой поступок "дедовщиной" и "беспределом" в воинской части.
В настоящее время Министерством по делам беженцев и расселения Грузии, под опекой которого он находится в соответствии с грузинским законодательством, рассматривается вопрос о предоставлении Артемьеву статуса беженца.
В России в отношении военнослужащего возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.338 УК РФ, ч.1 ст. 226 УК РФ (дезертирство с оружием и хищение оружия). Данная статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет.
Село Переви, расположенное на границе между Грузией и Южной Осетией, неоднократно становилось ареной различных инцидентов. В частности, осенью прошлого года здесь чуть было не вспыхнул новый российско-грузинский военный конфликт: когда моторизованные части грузинской полиции вошли в поселок (населенный преимущественно грузинами), российский спецназ потребовал от них немедленно отойти на сопредельную территорию. С тех пор Переви контролируется российскими и осетинскими подразделениями. Добавим, зона села имеет стратегическое значение еще и потому, что находится на важной дороге, ведущей к Рокскому тоннелю.
Ранее, в январе этого же года, из своей части в Южной Осетии на грузинскую сторону сбежал сержант Александр Глухов. Он объяснил свой поступок плохими условиями службы. В России долго не могли определиться, кто такой Глухов - жертва похищения или дезертир. В конце концов против сержанта возбудили уголовное дело, по которому ему грозило семь лет тюрьмы.
В конце июня Глухов получил в Грузии статус беженца. Генпрокуратура РФ направила в Грузию запрос о его выдаче. Однако в Тбилиси отказались, сославшись на Женевскую конвенцию о статусе беженцев: в соответствии с ней, нельзя экстрадировать человека в страну, где ему грозит преследование.
Вместе с тем, в середине июня лейтенант грузинской армии Алик Бжания в эфире радиостанции "Эхо Москвы" попросил политического убежища в России. Он объяснил свое решение несогласием с курсом президента Грузии Михаила Саакашвили.
Как пояснил 35-летний лейтенант, он думал, что после августовского конфликта с Россией Михаил Саакашвили "одумается и будет выстраивать нормальные отношения" с РФ. Однако этого не произошло. "Набирается резерв, в армию призывают, то есть свой курс он не изменил. С Россией я воевать не собираюсь, поэтому и ушел", - объяснил офицер.
В Тбилиси это обращение Бжания назвали "очень дешевой провокацией" . По мнению грузинского руководства, "это выдумки российских спецслужб, чтобы прикрыть свое бессилие в отношении Глухова и тех фактов, которые происходят в российской армии".