В Грузии разгорается скандал, связанный со странной гибелью бывшего премьер-министра Зураба Жвании и его друга Рауля Юсупова, который был заместителем губернатора региона Квемо-Картли. Произошло это почти ровно два года назад. Близкие экс-премьера потребовали, чтобы к следствию вслед за американскими подключились и европейские эксперты. А независимые грузинские журналисты готовят к показу фильм о тех событиях, обещая огласить неизвестные факты. Погибшего премьера считают архитектором современной политики Грузии. Многие руководители страны, включая президента, были приведены в большую политику Зурабом Жванией, которому в декабре 2006 года исполнилось бы 43 года.
Основной версией остается та, что была оглашена спустя несколько часов после обнаружения погибших на конспиративной квартире в Тбилиси 3 февраля 2005 года: смерть наступила от отравления угарным газом из-за неисправного обогревателя иранского производства. Но телекомпания "Рустави-2" на днях подметила, что из десяти граждан Грузии девять сомневаются в этом, пишет газета "Время новостей".
Георгий Жвания, брат Зураба, заявил в понедельник, что дело не могут закрыть, потому что "не могут доказать, что это был несчастный случай". Он сказал "Времени новостей", что необходимо вновь привлечь иностранных сыщиков к расследованию, на этот раз европейских: "Семья хотела бы видеть британских экспертов, но приглашение им должно исходить от госструктур, обещавших пригласить европейцев, но не сделавших этого".
В расследовании еще в 2005 году участвовали представители ФБР, но с их юридическим заключением происходят странные вещи. Как говорят в Тбилиси, в английском варианте речь идет о том, что гибель не могла наступить от отравления угарным газом, а в грузинском переводе нет противоречий с заключением грузинских следователей.
Георгий Жвания подтвердил эти данные: "Заключение на английском - это 23 страницы. Оно составлено после следственных экспериментов, установивших, что охрана Зураба не смогла влезть в то самое окно на первом этаже, в которое якобы залезла, почувствовав неладное, когда он не отвечал на звонки". По данным Георгия Жвании, эксперимент показал, что "газовый обогреватель не дал смертельной концентрации в том помещении, где находились Зураб и Рауль, на самом обогревателе не обнаружено следов неисправности или угара". "В той квартире не было отпечатков пальцев. Разве это не удивительно? Мой брат много курил, но не выкуривал до конца сигарету, гасил по-особому, скручивая окурок. Так вот, таких окурков в той квартире не было. Только один похож. Но еще вопрос, как этот окурок попал туда. Все остальные обнаруженные там окурки были от выкуренных полностью сигарет", - рассказал Георгий.
Яшар Юсупов, отец Рауля Юсупова, считает, что его сын умер в другом месте, а затем его тело было кем-то перенесено в квартиру. Он обращает внимание на то, что в квартире, где обнаружили премьера и вице-губернатора, не нашли одного ботинка его сына: "Наверное, этот ботинок потерялся по дороге в ту квартиру". Вдова премьера Нино Кадагидзе-Жвания заявила, что "следователи изначально прорабатывали лишь версию отравления угарным газом, и никакие альтернативные версии их не интересовали". Во вторую годовщину гибели мужа Нино вспомнила в интервью телекомпании "Имеди", что Зураб за несколько месяцев до трагедии говорил: "Уехал бы из Грузии с вами, но на кого же тогда оставить страну?" Вдова рассказала об этом в связи с тем, что, по ее мнению, в Грузии сегодня есть угроза для демократии, за которую так боролся Жвания. "Жвания для Запада был гарантом того, что в Грузии не произойдет ничего неожиданного, - сказал политолог Паата Закареишвили. - С его смертью нарушен баланс во властных структурах".
Такие выводы укрепляют в обществе мнение о том, что уход из большой политики Жвании был выгоден многим в Грузии. Тележурналист Вахтанг Комахидзе работает над фильмом о трагедии. В нем он обещает рассказать о том, что было пока неизвестно. Например, в день гибели премьера президент Михаил Саакашвили попал в аварию. "Я изучаю, почему это так совпало", - рассказал журналист.
"Я не сомневаюсь в том, что это не был несчастный случай, - заявил близкий друг Жвании и бывший госминистр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава. - Гибель Зураба для Грузии - это как убийство Кеннеди для США. Когда мы узнаем правду, одному богу известно. Но думаю, что узнаем, - надо только захотеть докопаться до истины". Нино Кадагидзе-Жвания не исключает, что когда будет обнародована вся правда о гибели ее мужа, "в стране может радикально измениться ситуация". Однако родственники Жвании обвиняют не столько президента Михаила Саакашвили, сколько его окружение: "Я уверен, что Саакашвили заранее ничего не знал. Его поставили перед фактом, - сказал "Времени новостей" Георгий Жвания. - Убрав Зураба, кое-кто стал жить легче. Намного".