Reuters

В Копенгагене в понедельник начался снос Молодежного дома, из-за которого в Дании в конце минувшей недели произошли беспрецедентные беспорядки. Таким образом, социальный эксперимент, начавшийся 25 лет назад, завершился трехдневными волнениями и ликвидацией спорного здания.

Тем временем напряженная обстановка в датской столице сохраняется. На улицах Копенгагена дежурят сотни полицейских, пишет "Независимая газета". Несмотря на это, беспорядки продолжаются. Протесты, начавшиеся в конце прошедшей недели в центральных кварталах Нерребро и Крисиансхавн, охватывают все новые и новые районы столицы. Правда, по одной из версий, дело не в здании, а в борьбе за центр североевропейской торговли наркотиками.

Четверть века назад власти приобрели пустующий дом и безвозмездно передали его датским юношам и девушкам, которые решили самостоятельно вступить в жизнь. Затем подаренный копенгагенской молодежи дом был куплен у города за большие деньги одной из религиозных организаций, которая, в свою очередь, отказалась перепродавать его, передает ИТАР-ТАСС.

Молодежь не согласилась воспользоваться другими предложениями и переехать оттуда, объявив, что будет защищать свое пристанище. Поэтому власти города решили с помощью полиции освободить Молодежный дом. В четверг утром на крышу дома высадился полицейский десант и через несколько минут вся операция была завершена. Однако она стала сигналом для начала массовых выступлений молодежи и ее сторонников.

"Битва за Копенгаген" началась в семь утра в четверг, когда датский спецназ взял штурмом Дом молодежи в центре столицы. С вертолета на крышу здания высадился отряд по борьбе с терроризмом, одновременно в окна под напором была пущена пена. Поверженные защитники крепости - несколько десятков молодых людей в черном - были взяты под стражу и вывезены в полицейских "бобиках". Вся операция заняла полчаса, пишут "Новые известия".

Однако это только послужило толчком к массовым столкновениям молодежи и полиции. Неформалы строили баррикады из велосипедов и мусорных контейнеров, забрасывали полицию булыжниками и зажигательными бомбами. Стражи порядка отвечали слезоточивым газом и водометами. Полицейские подразделения были стянуты со всей Дании, дополнительные броневики пришлось взять напрокат в соседней Швеции. В четверг и пятницу были закрыты школы, банки и магазины в районе интенсивных столкновений.

Несмотря на усиление мер безопасности, протестующая молодежь нанесла городу весьма ощутимый ущерб. В частности, толпа захватила школу и гимназию в столичном районе Кристиансхавн. Вандалы уничтожили все компьютеры в зданиях и разгромили библиотеки. По предварительным данным, только набег на учебное заведение обошелся властям Копенгагена более чем в 80 тысяч евро.

Глава кабинета министров Дании Андерс Фог Расмуссен назвал происходящее в столице беспрецедентным актом вандализма, отмечает "Российская газета".

За три дня уличных беспорядков задержаны 643 человека, среди которых оказались 140 иностранцев из Германии, Норвегии, Швеции и США. Но силы защитников Дома молодежи только прибывают. На подмогу датским радикалам уже приехало довольно много единомышленников из соседних европейских стран, отмечает "Время новостей". Это были самые жестокие уличные столкновения с мая 1993 года, когда стражи порядка открыли огонь по демонстрантам, выступавшим против проведения референдума о вступлении Дании в Евросоюз.

Между тем журналисты, следившие за уличными беспорядками в Копенгагене, отмечают еще одну особенность: среди совсем зеленых защитников Дома молодежи затесались усатые и бородатые дядьки 30-40 лет с металлическими прутьями. Эти бойцы были очень похожи на членов мотоциклетных банд, снявших традиционные кожаные куртки. Последнее обстоятельство позволяет говорить о новой причине яростных схваток на улицах Копенгагена: битва за Дом молодежи на самом деле была схваткой за другой объект: Христианию, целый район в столице, незаконно заселенный неформалами.

Христиания - центр североевропейской торговли наркотиками, которую контролируют мотоциклетные банды. Власти Копенгагена уже несколько лет пытаются превратить его в обычный жилой район, изгнав оттуда "самопоселенцев". Но если удастся выселить жителей "свободного города" из бывших армейских казарм и самодельных домов, наркомафию ждут гигантские убытки. Схватка за Дом молодежи должна была показать властям, что их ждет в случае попытки насильственной ликвидации Христиании.