Чешские власти обвиняют двух бывших сотрудников госбезопасности ЧССР, ныне пенсионеров, в организации терракта, совершенного 50 лет назад, сообщает MIGnews.com.
Мишель Милан и Станислав Тома подозреваются в том, что ими была подложена бомба префекту французского города Страсбург Андре Тремауду. Им уже исполнилось по 78 лет, и в случае вынесения им приговора, они рискуют последние 15 лет своей жизни провести в тюрьме.
Тремауд, как ожидалось, должен был открыть коробку с сигарами, под которую была оформлена бомба, на съезде Европейского объединения угля и стали
Эта международная организация, , в которую входили Франция, Италия, Люксембург, Бельгия, Нидерланды и ФРГ, было создано в 1953 году, и стало прообразом Европейского Союза.
Однако коробка была вскрыта три дня спустя женой префекта Генриеттой, которая погибла в результате взрыва.
В Чешской Республике с 1991 года действует закон о декоммунизации, согласно которому бывшая коммунистическая номенклатура, сотрудники государственной безопасности и коллаборационисты увольнялись или понижались в должности.
По данным из досье сайта Agentura.Ru, список лиц, сотрудничавших с коммунистическим режимом ЧССР в 1948–1989 гг., включал 140 000 имен. Этих людей в течение 5 лет надлежало подвергнуть проверке. Лицам, принимавшим участие в подавлении прав и свобод (кадровым сотрудникам и агентам спецслужб, функционерам Компартии, политически руководившим госбезопасностью), на 5 лет запрещалось занимать ответственные посты в госорганах.
Имена этих людей заносились в списки, направляемые в специальную комиссию Министерства внутренних дел. Комиссия в двухмесячный срок проверяла их по картотеке расписок о сотрудничестве в органах государственной безопасности Чехословакии.
В 2002 году в Интернете появился полный список сотрудников госбезопасности, насчитывавший 75 тысяч фамилий. С 4 октября 2005 года ее архивы открыты для всех желающих. По данным чешских властей, в открытые хранилища поступают документы за период 1968-1989 гг. Как отмечается, большая часть материалов касается деятельности чешских спецслужб против политических эмигрантов. При этом часть бумаг осталась засекреченной "по этическим соображениям".