Gazeta.pl

Стенограммы записей бортовых самописцев разбившегося под Смоленском Ту-154 польского президента опубликованы на сайте министерства внутренних дел и администрации Польши. Сам сайт в настоящее время недоступен, очевидно, из-за огромного наплыва посетителей, но материалы быстро оказались в распоряжении польских СМИ - например, Gazeta.Pl.

ЗДЕСЬ в формате PDF на польском и английском языках (с переводом на русский) можно ознакомиться с документами полностью.

Стенограмма представляет собой четкую таблицу с указанием времени и текстом на польском и русском языках и указанием, кто говорит. Многие фрагменты отмечены пометкой "неразборчиво".

- Записи опубликовали полностью вопреки позиции России

Хроника падения. Последнее слово в кабине было нецензурным

Переговоры велись на "техническом языке", и неспециалисту трудно понять многие места. Однако в целом при прочтении информация вполне доступна. Начинается расшифровка в 10:03 по московскому времени, с непринужденного разговора. По всей видимости, пилоты обсуждают некоего коллегу.

В дальнейшем стенограмма отражает обычный полет, где технические переговоры друг с другом и с диспетчерами перемежаются с будничными замечаниями и смехом. Так, второй пилот в какой-то момент реагирует на поступившую информацию о температуре: "Хо-о-о-лодно!".

Самая ценная информация заключается в последней трети документа. В стенограмме содержится предупреждение диспетчера за 15 минут до аварии о том, что "условий для приземления нет", а также слова пилота, советующего в этих погодных условиях посадку не осуществлять.

Примечательно, что в 10:23 некий "неустановленный абонент", присутствующий в кабине, поинтересовался: "Господин капитан, когда вы уже приземлитесь, можно спросить?". Ему ответили, назвав высоту: 3600 метров.

10:25. Некто под кодом 044 (в отличие от остальных фигурантов, не присутствует в "легенде"): "Приветствуем тебя сердечно. Знаешь, в общем, тут полный п****ц. Видимость 400 метров примерно, и, на наш взгляд, высота нижней кромки облаков меньше 50 метров, значительно." Тот же абонент спустя несколько секунд: "Честно скажу - можете попробовать, конечно, два АПМа есть, сделали ворота. Так что можете попробовать, но если у вас не получится во второй раз, тогда предлагаю вам лететь в Москву или куда-нибудь еще".

На это отвечает командир: "Разрешите дальнейшее снижение, пожалуйста".

10:26. Снова командир лайнера: "Попробуем подойти, сделаем один заход, но, скорее всего, ничего из этого не получится". Затем обсуждается возможность лететь на запасной аэродром - Витебска или Минска.

10:30. Неустановленный абонент сообщает: "Пока нет решения президента, что дальше делать".

Далее следуют сугубо технические переговоры, обстановка становится все напряженнее. В череде неразборчивых высказываний выделяется одно, все того же безымянного человека: "Он взбесится, если..." Относятся ли эти слова к президенту Качиньскому, в данный момент определить невозможно.

Последним сигналом TAWS (система раннего предупреждения приближения к земле) был сигнал о необходимости срочного набора высоты: "Поднять! Поднять!".

В 10:41 самолет упал. Сначала, как следует из расшифровки, раздается шум от столкновения с лесным массивом. Последнее же слово, зафиксированное бортовым самописцем - отчаянное "Б***ь..." (польск. Kurwa) в исполнении "неустановленного абонента" (трудно сказать: того же, который уже упоминался, или другого человека).

Ранее сообщалось, что в кабине пилотов вплоть до крушения был командующий ВВС Польши Анджей Бласик, а также директор дипломатического протокола Мариуш Казана.

Записи опубликовали полностью вопреки позиции России

Копии записей "черных ящиков" привез в Польшу из Москвы министр внутренних дел и администрации Польши Ежи Миллер.

Министр заявил, что копия записей еще требует работы, так как оригинал записи самописцев содержит много посторонних шумов. Поэтому было принято решение пока опубликовать только стенограмму. По заверениям экспертов, они точно отражают события в кабине, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на польский телеканал TVN24.

Перед тем как документы были обнародованы, в Варшаве состоялся Совет национальной безопасности, который изучил записи и их стенограмму. Спикер Сейма Польши Бронислав Коморовский, исполняющий обязанности президента страны, Коморовский отметил, что "никто из членов Совета не высказался против обнародования". По его словам, "премьер-министр республики заверил, что эти данные будут опубликованы очень скоро", сообщает ИТАР-ТАСС. "Я не нашел в этих материалах никаких небывалых сенсаций, однако, пару важных деталей - да", - отметил Коморовский.

"Учитывая то, как много инсинуаций и спекуляций возникло вокруг "черных ящиков" и обстоятельств произошедшего, стенограммы будут обнародованы после того, как с ними ознакомится Совет национальной безопасности", - заявил ранее в понедельник пресс-секретарь правительства Польши Павел Грась. "По окончании заседания Совета записи в течение нескольких часов буду опубликованы", - приводит РИА "Новости" его слова. Так и произошло.

Грась также напомнил, что накануне премьер-министр республики Дональд Туск провел консультации с генеральным прокурором и министром юстиции Польши, которые "выступают за полное раскрытие информации и обнародование записей "черных ящиков".

Россия 31 мая в Москве передала Польше копии записей бортовых самописцев разбившегося президентского самолета, а также оригинал стенограммы переговоров экипажа. До этого стороны подписали меморандум, где изложены все условия передачи этих документов и других деталей расследования. По словам главы МВД республики Ежи Миллера, меморандум базируется на Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, а значит не запрещает раскрывать содержание записей.

Между тем вице-премьер РФ Сергей Иванов на встрече с польской делегацией в понедельник в Москве сказал следующее: "Насколько я понимаю, польская сторона готова сегодня к подписанию соответствующего меморандума, где изложены все условия такой передачи в соответствии с Чикагской конвенцией и приложением к ней, связывающими нас обязательствами о неразглашении всех переговоров в кабине, с наземными службами, с другими лицами. Это требует закон".

При этом Иванов на встрече с Ежи Миллером заявил, что Россия готова передать Польше и другие сведения, касательно расследования этой авиакатастрофы, не связанные с компетенцией Межгосударственном авиационном комитете (МАК) РФ. Он добавил, что Польше в будущем могут быть переданы и оригиналы записей "черных ящиков" разбившегося президентского лайнера.

Польской стороне были переданы копии записей параметрического и речевого самописцев и их расшифровка. Их аутентичность с оригиналами установлена представителями Генпрокуратуры РФ и Польши. В МАК ранее рассказали, что подобные акции не предусмотрены международной практикой, однако в этом случае российская сторона пошла на исключение. Теперь у Польши будут заверенные копии записей бортовых самописцев, которые сыграли существенную роль в расследовании причин крушения польского "борта номер 1".

Так, параметрический самописец подтвердил, что теракта, взрыва и пожара на борту в момент авиакатастрофы не было. Кроме того, специалисты МАК совместно с польскими представителями выяснили, что самолет был полностью исправен, как и навигационные системы и светотехническое оборудование аэродрома в Смоленске. Что касается речевого самописца, то он, в частности, показал, что в кабине пилотов ТУ-154 находились посторонние. Голос одного из них идентифицирован, личность второго предстоит установить.

Глава госкомиссии Польши по расследованию авиапроисшествий Эдмунд Клих официально подтвердил на прошлой неделе, что причиной гибели президентского самолета стала ошибка пилотировавших его летчиков польских ВВС. По его словам, именно "экипаж "Ту-154" совершил ошибки, которые привели к трагедии. Пилоты пренебрегли всеми предостережениями автоматики самолета и пошли на чрезмерный риск. Почему? Потому что они так обучены".

"Приборы не подвели экипаж, - подчеркнул Клих. - Это опровергает спекуляции о том, что летчики могли не знать, на какой высоте они на самом деле находились. Однако они не реагировали на сигналы о том, что было уже очень низко, даже на предостережение "перед тобой земля". Польский представитель также подтвердил, что посторонний человек, который находился в кабине пилотов в момент катастрофы, - это глава ВВС Польши Анджей Бласик. Но он, по словам Клиха, прямого давления на экипаж не оказывал, пишет "Московский комсомолец".

Самолет польского президента Леха Качиньского Ту-154 разбился под Смоленском утром 10 апреля. По предварительным данным, самолет зацепился за верхушки деревьев в условиях плохой видимости из-за сильного тумана. На борту находилось 96 человек - 88 пассажиров и восемь членов экипажа. Не выжил никто. Среди погибших сам польский президент Лех Качиньский, его супруга и ряд высокопоставленных чиновников страны. Они направлялись в Катынь, чтобы принять участие в траурных мероприятиях.