Канцелярия президента Франции обвинила часть американских СМИ во враждебной позиции в отношении Франции. Поводом для этого послужила "вводящая в заблуждение интерпретация" высказываний Жака Ширака в интервью, которое он дал в минувший понедельник газетам The New York Times, The International Herald Tribune и французскому журналу Le Nouvel Observateur.
В ходе беседы президент, согласно этим СМИ, заявил, что если Иран применит ядерное оружие против других стран, "это станет для него актом самоуничтожения". А на уточняющий вопрос о последствиях ответил, что "одна-две бомбы" в руках Тегерана "не представляли бы большой опасности". "Куда бы он ее сбросил, эту бомбу? На Израиль? Она не пролетела бы и 200 метров, как Тегеран был бы стерт с лица земли", - пояснил президент.
На следующий день те же журналисты были снова приглашены в Елисейский дворец, и президент Ширак скорректировал свои высказывания, отметив, что они не предназначались для печати. Журналистам вручили значительно отредактированный вариант интервью Ширака на 19 страницах, из которого были изъяты его замечания, допускающие наличие ядерного оружия у Ирана. В запись даже вставлена фраза, которую Ширак не говорил, гласящая: "Я не вижу, какой сценарий может оправдать стремление Ирана получить атомную бомбу".
Президент добавил, что думал, что говорит не на пленку и попросил не придавать слишком большое значение его высказываниям. Однако The New York Times отказалась смягчить его заявление, заявив, что сказанное Шираком записано на пленку. Газета опубликовала полную стенограмму этой части долгой беседы, признав в то же время, что ее согласованной темой были проблемы климатических изменений в мире. По ее словам, "вопрос об Иране возник после того, как Ширак заговорил о значении развития ядерной энергетики".
Тогда в Елисейском дворце решили, что лучшая защита - это нападение. В обнародованном Le Nouvel Observateur в четверг по этому поводу заявлении Елисейского дворца, которое цитирует "Интерфакс", говорится, что речь идет о "вводящей в заблуждение интерпретации с целью вызвать постыдную полемику вокруг проблемы, в отношении которой Франция и президент республики всегда занимали неизменную и твердую позицию".
"Нас не удивляет позиция некоторых заокеанских СМИ, готовых использовать любые средства для раздувания антифранцузского пожара", - цитирует заявление РИА "Новости". В нем подчеркивается, что "Франция, как и все мировое сообщество, не может согласиться с перспективой создания Ираном ядерного оружия, в то же время подтверждая право этой страны на мирную ядерную энергетику".
Иран, отмечается в нем, "не предоставил доказательств того, что его ядерная программа преследует исключительно мирные цели, и должен выполнить резолюцию СБ ООН и требования МАГАТЭ, чтобы восстановить доверие к себе, подорванное долгим периодом сокрытия своей деятельности в ядерной области".
Во время второго интервью Ширак неоднократно повторил, что накануне говорил не задумываясь, так как полагал, что говорит об Иране неофициально. "Мне следовало быть внимательнее к выбору слов и понимать, что, наверное, мои слова собираются опубликовать", – сказал французский лидер. Интервью, которое записывалось на пленку, велось при условии, что оно не будет опубликовано до четверга, когда в киосках появляется Le Nouvel Observateur.
Газета The New York Times отмечает, что французское правительство, как Европа и США, расколото по поводу того, насколько серьезными должны быть санкции против Тегерана за поведение, которое внешний мир, возможно, не способен изменить. Ряд французских политиков выражают опасение, что более агрессивный курс США в отношении Ирана приведет к конфронтации наподобие войны в Ираке, против которой выступала Франция.
В первом интервью Ширак утверждал, что его не столько волнует сам факт получения в руки Ирана ядерного оружия, сколько последующая за этим гонка вооружений. "Действительно, для других стран региона, имеющих большие финансовые ресурсы, очень соблазнительно сказать: "Что ж, мы тоже это сделаем, мы поможем другим это сделать (получить ядерное оружие - прим. NEWSru.com), – заявил президент Франции. – Почему бы этого не сделать Саудовской Аравии? Почему бы ей не помочь Египту сделать то же самое? Вот реальная опасность".