Reuters

Слухи о подготовке третьего дела против Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, чье многолетнее заключение близится к концу, породили различные домыслы о сути новых обвинений. Одни считают, что речь об очередном экономическом преступлении, другие готовы к худшему - тяжкой уголовщине.

Из так называемого "материнского" дела ЮКОСа, фактически неисчерпаемого источника обвинений, на этот раз может быть выделен эпизод, связанный с деятельностью бывшей "дочки" ЮКОСа - Восточной нефтяной компании (ВНК), считают источники Forbes в окружении Ходорковского и один из нефтяников.

- Избежать судьбы Ходорковского: Сергей Гуриев не вернется в Россию
- Несмотря на самоотвод, Гуриев получил максимум голосов в набсовете "Сбербанка"

По словам одного из собеседников, за последнее время по "новому" делу ВНК на допросы вызывались бывший директор по стратегическому планированию и корпоративным финансам ЮКОСа Алексей Голубович и экс-глава финансовой службы ЮКОС-Москва Петр Золотарев. Ходорковскому и Лебедеву могут инкриминировать незаконное владение ВНК, через которую, по версии следствия, отмывались деньги, рассказал журналу бывший сотрудник ЮКОСа. По его сведениям, дело "уже готово и может быть в любой момент передано в суд".

Некоторые сомневаются: предъявить "экономические" обвинения экс-руководителям ЮКОСа из-за ВНК сегодня фактически невозможно, так как сроки давности по статьям, связанным с деятельностью компании вышли или "истекают на днях". Один из источников, близких к Ходорковскому, уверен, что новое дело "не экономика", поэтому остается "либо создание организованной преступной группировки, либо дело Пичугина". Во втором случае имеется в виду организация ряда убийств и покушений, за что экс-глава службы безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин отбывает пожизненный срок.

Российский лидер Владимир Путин не раз давал понять, что считает Ходорковского виновным в убийствах. В частности, на встрече с членами Международного дискуссионного клуба "Валдай" в 2010 году Путин так ответил на вопрос о ситуации вокруг экс-главы ЮКОСа: "Это судебное дело, я не буду вмешиваться, но у этого человека кровь на руках". Так процитировали тогдашнего премьера РФ главный редактор польской Gazeta Wyborcza Адам Михник и эксперт Германского совета по внешней политике Александр Рар.

Позже в том же 2010 году во время прямой линии с россиянами Путин напомнил, что Пичугин сидит за убийства, и задал риторический вопрос: "Руководитель службы безопасности сам что ли, по собственной инициативе все эти преступления совершил?"

В ходе аналогичного мероприятия годом ранее Путин сказал примерно то же: "Вы что думаете, что он (Пичугин) действовал по собственному усмотрению, на свой собственный страх и риск? Ясно, что он действовал по указанию и в интересах своих хозяев". "Там только доказанных убийств пять", - уверенно заключил он, хотя в суде была доказана вина Пичугина в трех убийствах.

Избежать судьбы Ходорковского: Сергей Гуриев не вернется в Россию

Подозрения в подготовке третьего дела против бывших руководителей ЮКОСа озвучиваются давно, защита фигурантов еще во время второго процесса делилась подобными опасениями. Теперь же разговоры о такой перспективе усилились в связи с отставкой и отъездом за границу одного из ведущих российских экономистов Сергея Гуриева.

Теперь уже бывший ректор Российской экономической школы (РЭШ) входил в экспертную группу при президентском Совете по правам человека, постановившую в декабре 2011 года, что Ходорковский и Лебедев осуждены незаконно. Следственные органы сочли, что такие выводы могли быть только предвзятыми, и заподозрили, что Ходорковский в свое время успел этих экспертов, грубо говоря, купить. Интересуясь источниками финансирования их работы, СК ранее в этом году вызывал на допросы Гуриева и нескольких его коллег.

Вдобавок Гуриев имеет статус свидетеля по "материнскому" делу ЮКОСа, и это было еще одной причиной допроса экономиста, сказал его адвокат Руслан Кожура. В интервью "Интерфаксу" в пятницу он уточнил, что допросами дело не ограничилось, проводились еще и обыски в РЭШ с выемкой документов. В частности, по словам адвоката, "была изъята электронная переписка Гуриева".

Кожура отметил, что с формальной точки зрения все следственные действия проводились в соответствии с законом: "Там, где требовалось постановление суда, оно имело место". В то же время Гуриев "вправе считать, что эти действия затрагивали его права и интересы", продолжил защитник. О каких-либо возможных новых следственных действиях с его подзащитным ему неизвестно.

Сам Сергей Гуриев после нескольких дней фактического молчания стал давать комментарии СМИ. В интервью "Эху Москвы" и The New York Times он, наконец, подтвердил, что не собирается возвращаться в Россию. До сих пор он отказывался от конкретики, говоря лишь, что находится во Франции в отпуске.

"В нынешней ситуации не вижу, каким образом можно было бы гарантировать устранение риска того, что я потеряю свободу. У меня есть личные предпочтения жить в стране, где мне ничего не угрожает", - сказал он радиостанции. "Это личные обстоятельства, а не политические обстоятельства. Просто я хочу избежать риска потерять свободу", - повторил он.

Несколько жестче Гуриев высказался в беседе с американской газетой: "Я не вернусь даже в случае, если вероятность того, что я утрачу свободу, будет лишь незначительной. Я не сделал ничего плохого и не хочу жить, испытывая страх". В "обозримом будущем" перспективы возвращения он для себя не видит. Этого не произойдет, пока экономист не будет абсолютно уверен, что на родине ему не грозит уголовное преследование.

Пока Гуриев остается в Париже, где будет читать лекции по экономике в Институте политических исследований (Sciences Po). Первая уже прошла в четверг, 30 мая. Отметим, в столице Франции задолго до приезда Сергея Гуриева обосновалась его жена, тоже специалист по экономике Екатерина Журавская. Она преподает в Парижской школе экономики.