НТВ

Второй свидетель обвинения по делу Ходорковского и Лебедева, один из управляющих австрийской нефтяной компанией East Petroleum Handelsgez MbH Евгений Рыбин рассказал в среду в суде о покушениях на свою жизнь со стороны экс-сотрудников ЮКОСа и подтвердил версию прокуратуры о хищениях нефти и отмывании денег подсудимыми. Перед началом показаний он заявил, что испытывает личную неприязнь к обвиняемым, но пообещал быть правдивым. В конце слушаний он подчеркнул, что и дальше будет бороться с сотрудниками ЮКОСа до тех пор, "пока все они не будут сидеть рядышком" (на скамье подсудимых), включая Невзлина. (Леонид Невзлин - бывший крупнейший акционер ЮКОСа находится в Израиле. В России его заочно приговорили к пожизенному заключению за организацию убийств и покушений на убийства - прим. NEWSru.com).

На Рыбина были совершены покушения в ноябре 1998 года и в марте 1999 года, за совершение этих преступлений к пожизненному сроку был также ранее приговорен экс-сотрудник ЮКОСа Алексей Пичугин.

- Первый свидетель по делу Ходорковского и Лебедева не смог помочь обвинению: вопросы задавались слишком бестолково

По словам свидетеля, на его жизнь покушались, поскольку он вел активную разоблачительную работу и сообщал во многие инстанции, в том числе в силовые структуры, о воровстве в ЮКОСе. "В конце концов руководством было принято решение - давайте убьем Рыбина, и делу конец... Начались гангстерские разборки... Закончилось тем, что Ходорковский вот сидит здесь, а я еще живой, несмотря на большое желание Ходорковского похоронить меня", - приводит его слова РИА "Новости".

Вместе с тем на уточняющий вопрос о том, от кого поступали угрозы в отношении свидетеля ранее, Рыбин ответил, что подсудимые - Михаил Ходорковский и Платон Лебедев - ему лично не угрожали.

Свидетель также подтвердил версию прокуратуры о том, что ЮКОС скупал нефть у своих дочерних компаний по заниженным ценам, а прибыль "оседала в карманах Ходорковского". По словам Рыбина, экс-глава ЮКОСа изобрел такое понятие как "скважинная жидкость", то есть по документам проходило, что дочерние компании добывали не нефть, а именно такую жидкость, которая требует доработки. "Якобы добывается не нефть, а моча ослиная, а из нее Ходорковский будет делать нефть... Можно подумать, народ 200 лет до этого дерьмо добывал, а не нефть, а теперь нашелся один умный Ходорковский и понял, что это дерьмо, а не нефть", - заявил свидетель.

По его словам, после того, как он стал обращать внимание на эти обстоятельства акционеров ЮКОСа, а также чиновников и правоохранительных органов, у него начались неприятности. "На меня выливали много грязи, подавали массу исков как в России, так и за рубежом, были совершены два покушения, а еще два готовились, но не исполнились", - рассказал свидетель.

Адвокат Ходорковского Вадим Клювгант заявил по завершении слушаний в среду, что защита намеренно не стала прерывать свидетеля Рыбина, хотя он и давал показания, не относящиеся к рассматриваемому делу, заостряя внимание на тех эпизодах, которые подсудимым вообще не вменялись в вину.

По его словам, прокуратура вместо представления доказательств разыгрывает спектакль. "Вместо того чтобы подкрепить доказательствами свои обвинения, продемонстрировать нам доказательства, все это подменяется митинговщиной и попыткой создания отрицательного репутационного фона вокруг наших подзащитных, чтобы прикрыть отсутствие доказательств, которое характерно для обвинения по этому делу", - заявил Клювгант.

Допрос Евгения Рыбина продолжится в четверг.

Ходорковский и бывший глава МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев в 2005 году были осуждены на восемь лет лишения свободы по первому уголовному делу - о мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. В 2006 году в отношении них было возбуждено второе уголовное дело по обвинению в легализации 450 миллиардов рублей и 7,5 миллиарда долларов, полученных путем хищения акций, принадлежащих государству, а также присвоения нефти.

Слушания по второму уголовному делу проходят сейчас в Хамовническом суде Москвы. В понедельник суд начал допрос свидетелей обвинения. Всего списке прокуратуры заявлены 250 человек.