НТВ

У российских юристов в Страсбургском суде хлопот достаточно, пишет в четверг Berliner Zeitung. Ведь из России в Страсбург идет лавина жалоб, которая нарастает с каждым днем.

"В настоящее время в суде находится 9000 исков, каждую неделю поступает примерно по 300 новых", – говорит юрист Ольга Чернышева.

Среди российских истцов встречаются известные личности вроде экс-чемпиона мира по шахматам и сегодняшнего оппозиционера Гарри Каспарова или бывшего нефтяного магната Михаила Ходорковского, который сейчас находится в исправительно-трудовой колонии. Есть иски и от людей, пострадавших в результате захвата заложников в "Норд-Осте" в октябре 2002 года, от родственников моряков, погибших в атомной подводной лодке "Курск". К тому же на страсбургских судей надеются многочисленные российские пенсионеры, которым отказывают в причитающихся им выплатах, а также заключенные, нередко ожидающие решения суда в переполненных камерах, которые кишат вшами. (Первод статьи на сайте Inopressa.ru).

Кроме того, суд все чаще обращается к положению дел в Чечне. На данный момент сюда из мятежной кавказской республики поступило около 200 исков в связи с серьезнейшими нарушениями прав человека – пытками, похищениями людей, внесудебными арестами и казнями. В начале декабря суд слушал 67-летнюю мать, которая последний раз видела своего сына шесть лет назад – по телевизору, в репортаже о действиях российской армии в Чечне. Она видела, как молодого человека допрашивал русский генерал, и слышала, что он приказал солдатам "прикончить" сына. По словам Чернышевой, это вовсе не единичный случай. Как минимум в половине жалоб из Чечни речь идет о "бесследном исчезновении человека". И к старым эпизодам постоянно прибавляются новые.

"Люди там все еще исчезают, последние иски касаются похищений, совершенных в этом году", - заявила Чернышева.

Положение с правами человека в Чечне продолжает оставаться драматичным, подтверждает докладчик Совета Европы по России Рудольф Биндиг. Кроме того, чеченцы, которые обращаются в Страсбургский суд, не без оснований опасаются преследований и репрессий на родине.

В своем недавнем докладе Биндиг подробно остановился на 88 случаях пыток, истязаний, внесудебных арестов и похищений гражданских лиц. Преступники – это предположительно российские солдаты или же члены чеченских вооруженных формирований, на которые Россия все чаще сваливает "грязную работу".

От решений Страсбургского суда в долгосрочной перспективе политик из СДПГ ожидает положительного воздействия. Россия, утверждает он, очень чувствительна к общественным порицаниям. Так, после того как судебным решением ужасающее положение в российских тюрьмах было приравнено к жестокому обращению, обстановка в местах заключения заметно улучшилась.

Однако истцам, которых нередко поддерживают такие правозащитные организации, как "Мемориал" или Human Rights Watch, нужно набраться терпения. Ведь 25 загруженных до предела российских юристов, работающих в суде по правам человека, сначала проверяют, подлежат ли жалобы рассмотрению в Страсбурге. Это продолжается в среднем по три года.

Многие истцы оказываются разочарованными: из примерно 24 тысяч жалоб россиян, которые были поданы в Страсбург с мая 1998 года, после вступления в России в силу Европейской конвенции по правам человека, 15 тысяч были отклонены – например, на основании того, что не были исчерпаны все возможности национальной юстиции. Если же иск принимается к рассмотрению, то эта процедура обычно продолжается еще несколько лет. До сих пор в отношении России было вынесено порядка ста решений, причем в девяти случаях из десяти были доказаны нарушения прав человека.