Правоохранительные органы Москвы установили личности возможных исполнителей терактов на перегоне между станциями метро "Павелецкая" и "Автозаводская", а также у гостиницы "Националь". Об этом в понедельник рассказал прокурор Москвы Анатолий Зуев "Российской газете".
Напомним, в феврале этого года на перегоне между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая" был взорван вагон. В результате теракта погибли 40 человек, более 100 получили ранения. Прокуратура возбудила уголовное дело по двум статьям - 205 часть 3 и 105 часть 2 УК (терроризм и убийство).
В процессе расследования была получена оперативная информация, что исполнитель теракта мог быть Ижаев Анзор Азрет - Алиевич, 1983 года рождения, житель Карачаево-Черкесии. Как сообщил прокурор Москвы Анатолий Зуев, чтобы проверить эту информацию, была назначена молекулярно-генетическая экспертиза.
Сложный анализ показал, что найденные фрагменты останков - а всего их было пять - могли принадлежать Ижаеву. Эксперты дают вероятность такой принадлежности - 99,9 процента. Для этой экспертизы были получены образцы крови, взятые у матери предполагаемого террориста-убийцы. Наши сотрудники поехали в Карачаево-Черкесию. Допросили не только мать и брата, но и знакомых.
Стало известно, что Ижаев 28 января выехал из Нальчика в Москву. Прибыл в столицу 30 января. В ходе следствия выяснилось, что Ижаев на Северном Кавказе был привлечен к уголовной ответственности и объявлен в розыск.
Смертницей у гостиницы "Националь" могла быть Хедижи Мангериева
Что касается смертницы, подорвавшей себя у гостиницы "Националь",прокурор напомнил, что это уголовное дело было возбуждено прокуратурой вдекабре прошлого года. По останкам террористки, изъятым с места происшествия, была проведена огромная кропотливая работа. В результате криминалистической экспертизы получены данные, что смертницей могла быть Хедижи Мангериева, 1979 года рождения.
Она уроженка и жительница села Курчалой. Следователи ФСБ выехали в Чечню и допросили ее родителей. Те по фотографии головы женщины, сделанной после взрыва, опознали свою дочь. А у матери были получены образцы крови для молекулярно-генетической экспертизы. Пока экспертиза не завершена.
Устанавливать личность смертницы начали с ее обуви, найденной на месте взрыва. Провели экспертизу в Институте криминалистики ФСБ. Анализ микрочастиц, сохранившихся на обуви, показал, что в ней ходили в степных и предгорных районах Северного Кавказа, в том числе и в восточных районах Чеченской Республики.
Сообщник смертницы у метро "Рижская" погиб случайно
Прокурор Москвы Анатолий Зуев рассказал, что удалось выяснить по теракту у станции метро "Рижская". В первые дни после теракта сообщалось, что в результате взрыва в НИИ скорой помощи имени Склифосовского поступил Николай Самыгин, который через несколько часов скончался. Длительное время за его телом никто не обращался.
Было решено проверить его дактилокарту - отпечатки пальцев. Теперь, по словам Зуева, можно уже утверждать, что этот человек - сообщник подорвавшей себя смертницы. Отпечатки пальцев показали: погибший на самом деле - это Кипкеев Николай Аскерович, 1967 года рождения. Он был дважды судим и объявлен в федеральный розыск за участие в незаконных вооруженных формированиях, посягательство на жизнь сотрудника милиции, незаконное хранение оружия.
Следствию удалось с большой долей вероятности установить, что Кипкеев погиб случайно.
"В его функции входило сопровождение смертницы и потом информирование организаторов или заказчиков об осуществлении теракта. В интересах следствия пока не могу сказать больше", - сказал Зуев.
Чтобы обезопасить Москву от террористов надо работать на опережение
По словам столичного прокурора, чтобы обезопасить Москву от террористов надо бороться совместными, хорошо скоординированными системными усилиями спецслужб, правоохранительных и других органов, общественных организаций, населения. Главное - работать на опережение.
"Мы обсуждали это на коллегии прокуратуры, куда пригласили и полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко, и мэра Юрия Лужкова. В частности, мной было высказано конкретное предложение - создать в Москве специализированное управление по противодействию терроризму и экстремизму", - считает Зуев.
По мнению Зуева, сюда должны стекаться для сопоставления и анализа все оперативные данные. В едином центре будет аккумулироваться информация о возможных и готовящихся терактах, источниках финансирования, о каналах приобретения оружия, взрывчатки, местах их тайного хранения, о конспиративных квартирах, базах, где ведут подготовку терактов. Накопление и проверка собранной информации, я уверен, позволит с большей эффективностью предупредить и пресекать теракты на стадии планирования.
Это предложение до сих пор не реализовано, хотя его правомерность подтверждена не только последними трагическими событиями, но и решением главы государства создать эффективную систему управления в кризисных ситуациях.
"Моя принципиальная позиция - основа борьбы с терроризмом - это предупреждение", - убежден Зуев.
По его словам, наиболее притягательны для террористов, промышленные и другие стратегически важные предприятия, в том числе и режимные.
"Это и предприятия с опасным производством, и метрополитен, и спортивные и зрелищные арены, крупные магазины, рынки, образовательные и медицинские учреждения, транспорт", - сказал прокурор.
По его словам, при прокурорской проверке нередко обнаруживается, что на таких объектах эксплуатируются морально и технически устаревшие средства защиты, которые не соответствуют уровню опасности. А это напрямую создает опасность проникновения на объекты посторонних. Мы добиваемся, чтобы на каждом объекте был обеспечен особый режим безопасности, подкрепленный профессиональной охраной, четким пропускным режимом, системой видеонаблюдения и записи. И здесь ссылка руководителей на отсутствие денег на охрану просто не допустима.
"Мы понимаем, что наша первостепенная задача - создать условия, которые исключали бы возможность террористам найти пристанище в Москве. А это обозначает борьбу со злоупотреблениями, с халатностью, безалаберщиной в паспортно-визовых и регистрационных службах", - говорит Зуев.
По его словам, такая работа приносит результаты. Если, скажем, террористы, захватившие театральный центр на Дубровке, спокойно, через агентство зарегистрировались в Москве, то теперь непосредственно в столице террористы регистрироваться опасаются. Кипкеев, который вел убийцу-смертницу в метро "Рижская", был зарегистрирован в Московской области.
Кроме него по этому адресу оказалось зарегистрировано еще 300 человек. Сейчас мы проверяем каждого из них. Но такое положение должно заставить федеральных законодателей задуматься над тем, как упорядочить вопросы регистрации.