НТВ

Вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин просит освободить своего заместителя Сергея Сторчака, арестованного по подозрению в совершении мошенничества в крупном размере, под личное поручительство, а также настаивает на срочной встрече с ним. Как сообщил адвокат Сторчака Игорь Пастухов, соответствующее ходатайство вице-премьер направил в среду в Следственный комитет при прокуратуре.

"В своем ходатайстве он дает гарантию того, что Сторчак не скроется от следствия, не будет препятствовать установлению истины по делу и будет своевременно являться по первому вызову следователя", - сообщил защитник. "Согласно закону, ответ по данному ходатайству мы должны получить в течение трех суток", - добавил Пастухов.

Между тем вице-премьер настаивает на срочной встрече со своим заместителемСергеем Сторчаком, пояснив, что из-за изъятия ряда документову Сторчака задерживаются переговоры с рядом стран. "Мне нужна встреча с ним, нужна срочно и я ее запросил, потому что в день задержания Сторчак не только планировал докладывать один вопрос, на заседание правительства у него был пакет документов, но и был пакет документов для вылета в одну из стран, где мы в этот день должны были проводить переговоры в местном минфине", - сообщил министр.

"Все эти документы были изъяты в т.ч. в его кабинете, в департаментах и есть ряд вопросов, которые мне с ним необходимо обсуждать и сейчас все эти моменты начинают негативно сказываться на переговорных процессах, которые министерство тем не менее продолжает", - отметил он.

Кудрин добавил, что "только Сторчак располагает необходимой оперативной информацией.

Ранее ходатайство об освобождении замминистра из-под стражи под личное поручительство уже направил в суд депутат Госдумы РФ Александр Лебедев.

Сторчак был задержан 15 ноября, а на следующий день с санкции суда арестован. Ему инкриминируется ст.30 ч. 3 и ст.159 ч. 4 УК РФ (покушение на хищение путем мошенничества в особо крупном размере организованной группой). Вместе с замминистра в покушении на хищение изгосбюджета 43,4 млн доларов подозреваются гендиректор ЗАО "Содэксим" Виктор Захаров и глава Межрегионального инвестиционного банка Вадим Волков. Следственный комитет, обосновывая необходимость ареста Сторчака, заявлял ранее, что, находясь на свободе, он может "скрыться от предварительного следствия и суда, заняться преступной деятельностью, угрожать свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства, а также предметы и документы, местонахождения которых устанавливаются с целью изъятия и приобщения к уголовному делу". Адвокаты Сторчака обжаловали постановление суда об аресте, их жалоба будет рассмотрена Мосгорсудом 3 декабря, сообщает "Интерфакс".

Напомним, что чиновник Минфина Сергей Сторчак и двое коммерсантов обвиняются в попытке хищения из госбюджета 43,4 млн долларов под видом возврата "Содэксиму" алжирского долга перед СССР, часть которого в объеме 26 млн долларов, по данным следствия, в середине 90-х была выкуплена этой компанией у государства. В связи с тем, что в 2006 году Россия списала алжирский долг, коммерсанты попросили российское правительство компенсировать эту сумму, а также набежавшие проценты. Минфин согласился компенсировать предпринимателям списанный долг. При этом, по мнению руководства Минфина, действия чиновников в данной ситуации были абсолютно законными и прошли согласования в других ведомствах.

Между тем источник в Минфине сообщил, что, по мнению следователей, компания "Содэксим" не имеет права получать затребованные суммы. Это обосновывается тем, что в 1996 году средства в сумме, эквивалентной 24,24 млн долларов, за фирму "Содэксим" перечислила другая компания - АОЗТ "ПКК Санта-Рат". По словам представителя пресс-службы, также известно, что между "Содэксимом" и "Санта-Рат" заключен договор комиссии, в соответствии с которым "Содэксим" является комиссионером и должен был реализовывать товары, перечислять экспортную выручку компании "Санта-Рат", а также осуществлять другие взаимоотношения финансового характера.

Как отметил источник, по мнению следствия, в связи с тем, что "Санта-Рат" в 2004 году ликвидирована решением суда, "Содэксим" не может претендовать на получение денежных средств. Обвиняемым вменяется то, что они знали об этом и тем не менее вели действия по урегулированию долга. Их действия следствие квалифицирует как создание организованной группы в целях хищения денежных средств и получение обманным путем с одобрения Минфина выплаты денежных средств в размере 43,4 млн долларов, отметил источник. По его словам, в этом же документе говорится, что Минфин уже одобрил решение по получению компанией компенсации, а также направил эти предложения в правительство.

В ведомстве Алексея Кудрина с такими формулировками категорически не согласились. "В самом постановлении содержится существенное искажение реальных фактов. Министерство финансов прорабатывало данные материалы, из которых следовало, что "Содэксим" может претендовать на урегулирование долга, но Минфин не одобрял и не принимал никаких решений о выплате денежных средств компании "Содэксим", - заявил представитель министерства.

Кроме того, подчеркнул он, во всех материалах, которые направлялись в правительство, взаимоотношения между "Содэксимом" и "Санта-Рат" описывались. Представитель пресс-службы подчеркнул, что взаимоотношения этих компаний на всех стадиях были предметом юридического анализа. По его словам, из заключения юридических служб Минфина, Минэкономразвития и Внешэкономбанка следовало, что компания "Содэксим" имела право претендовать на урегулирование задолженности. У Минфина есть данные, подтвержденные копиями писем "Содэксима" и "Санта-Рат", что в 2001 году компания "Санта-Рат" переуступила этот долг другой компании и что ликвидация "Санта-Рат" не означает прекращения обязательств, сообщил источник.

"Эти обстоятельства требуют изучения, но отсутствие "Санта-Рат" не может являться причиной отсутствия долга", - подчеркнул он. При этом представитель пресс-службы пояснил, что по гражданскому законодательству третья компания имеет право внести деньги за "Содэксим", "что не меняет наших взаимоотношений с "Содэксимом".

"Мы не видим здесь вообще никакого уголовного дела, у нас по-прежнему сохраняется недоумение, и из документов (по делу Сторчака) мы видим, что некоторые факты искажены", - подчеркнул представитель пресс-службы Министерства финансов.

В пресс-службе вновь заявили, что Минфин будет содействовать объективному расследованию обстоятельств дела.