Замоскворецкий суд столицы признал самбиста Расула Мирзаева, известного под прозвищем Черный Тигр, виновным в причинении смерти по неосторожности студенту Ивану Агафонову и приговорил к двум годам ограничения свободы. Но поскольку он уже отсидел в СИЗО больше года, а день под стражей до суда засчитывается за два, судья объявил, что спортсмен должен быть освобожден в зале суда. Из аудитории в это время раздавались выкрики "Позор!"
Завершив трехчасовое чтение, утомившее всех присутствовавших в душном зале и охрану, судья спросил Мирзаева, понятен ли ему приговор. Тот ответил утвердительно и его сразу же выпустили из клетки. Он покинул зал в плотном окружении полицейских. Из здания суда его увезли в автозаке с охраной и передали брату и адвокату на Болотной площади, сообщил "Интерфаксу" источник в правоохранительных органах.
"Во избежание инцидентов Расула Мирзаева вывезли из залаЗамоскворецкого суда на автозаке под охраной, после чего передали брату и адвокату на Болотной площади", - сказал полицейский информатор. Но при этом он не уточнил, останется ли Мирзаев в Москве или покинет пределы российской столицы.
Согласно приговору, на означенный срок Мирзаеву запрещается выезжать за пределы территории Кизлярского района Дагестана, посещать места проведения массовых мероприятий и участвовать в них, посещать развлекательные учреждения, менять место жительства или пребывания без согласования со специализированным госорганом.
В приговоре также говорится, что Мирзаев обязан каждые три месяца являться для регистрации в органы власти, занимающиеся надзором за отбыванием осужденными срока ограничения свободы. Однако на практике все это пока остается неясным - день под стражей до суда засчитывается за два дня ограничения свободы, выходит, свое наказание он уже получил.
Свое решение суд вынес с учетом того, что отягчающих обстоятельств у Мирзаева нет, зато есть ряд смягчающих, в том числе наличие ребенка и явка с повинной. Видео- и текстовую трансляцию из зала суда провело агентство РАПСИ.
"Мягкий" приговор
В самом начале заседания стало известно, что, как и просила прокуратура, действия спортсмена решением суда были переквалифицированы с "умышленного причинения вреда здоровью, повлекшего смерть" (111 статья УК), на "причинение смерти по неосторожности" (109 статья). По первой статье ему грозило до 15 лет заключения, по второму - не более двух лет.
Адвокат самбиста Алексей Гребенской сообщил, что Мирзаев не будет обращаться с иском о компенсации за лишний срок содержания под стражей (три месяца), "так как все компенсировало справедливое судебное разбирательство".
Адвокат семьи Агафоновых Оксана Михалкина заявила, что "слишком мягкий" приговор будет обжалован, в том числе и в Европейском суде по правам человека. "Мы все-таки надеялись на объективный приговор, но сегодня получилось так, что Мирзаев ни в чем не виновен, а виновен асфальт", - прокомментировала она.
Мать Агафонова "довели до инфаркта", а возмущенный отец покинул суд
Мать Агафонова еще накануне суда была помещена в реанимацию с подозрением на инфаркт, сообщила адвокат потерпевших Оксана Михалкина "Интерфаксу". После заседания она уточнила, что женщина находится без сознания: "Состояние крайне тяжелое, все это - из-за несправедливости".
При этом корреспондент "Русской службы новостей" перед началом заседания сообщил в Twitter, что мать Агафонова прошла в зал суда со значком "За Святую Русь" на груди. Потом выяснилось, что с ней спутали одну из сторонниц потерпевших.
Отец студента, перебивая судью, начавшего читать приговор, потребовал сразу огласить окончательное решение и выпустить его из зала, потому что "он не может слушать это вранье". "А вы уши развесили", - добавил он по дороге к двери. Он продолжил ругаться на суд уже на улице и подтвердил, что жена находится в больнице: "Ее довели".
Еще две женщины из числа сторонников потерпевших отправились вслед за ним со словами: "Смерть русского человека на русской земле не сойдет вам с рук. Убийца должен сидеть". Агентство объясняет, что одна из этих женщин и показалась похожей на мать Ивана Агафонова.
Корреспондент "Коммерсанта FM" уточнил, что женщины выкрикнули: "Сволочи! Твари!" А потом, возле здания суда, вместе с отцом Агафонова общались с журналистами и, в частности, высказали мнение, что приговор имеет некоторое политическое значение и приведет к тому, что сейчас произойдет восстание.
Затем отец студента попытался укрыться от журналистов в соседнем с судом кафе. Но его и там настигла пресса. Мужчина в очень подавленном состоянии стал отвечать на вопросы журналистов, рассказывает РАПСИ.
Судье пришлось больше десятка раз повторить реплику "телку снимаю"
В начале оглашения судья Андрей Федин напомнил, что Мирзаев признал вину по 109-й статье. Но она подтверждается еще и доказательствами по делу, сказал судья. В первую очередь были зачитаны показания самого обвиняемого, затем - всех членов семьи Агафонова (матери, сестры и отца), его друзей, потом - подруги Мирзаева Аллы Косогоровой и всех прочих свидетелей, выступавших в суде.
Таким образом, известные обстоятельства произошедшего - катание Агафоновым игрушечной машинки, "съем" девушки Мирзаева и последовавший удар - были представлены со всех точек зрения. Как отмечает агентство, судья больше десятка раз в ходе оглашения приговора повторил реплику "телку снимаю", которую, судя по показаниям, произнес в ту роковую ночь Агафонов.
Показания друзей Агафонова и Мирзаева отличаются ключевым словом "в шутку", когда описывается эпизод с попыткой Ивана познакомиться с Аллой. Знакомым спортсмена ситуация шутливой не показалась. Один из свидетелей показал, что студент после удара ничего не помнил, в частности, что именно произошло, кто его ударил. При этом ходил сам, разговаривал и даже смеялся, однако жаловался на головную боль.
Затем судья стал рассказывать про смешанные единоборства, перечислил спортивные регалии Мирзаева: чемпион мира по самбо, чемпион мира по смешанным единоборствам. Напомнил, что в 2011 году Мирзаев провел три серьезных боя, везде победил, и до сих пор является чемпионом по целому ряду боевых искусств.
"Он не употребляет алкоголь, не курит, обладает высокой выносливостью, постоянно тренировался", - такую цитату приводит в своей трансляции "Ридус".
Среди прочего было сообщено, что явку с повинной Мирзаеву подсказал написать его тренер Гаджиев, предупреждавший своего подопечного о том, что спортсменам нельзя драться с обычными людьми.
После судья стал оглашать показания медиков. Из них следует, что сначала у Ивана было ясное сознание, но от него пахло алкоголем. Магнитно-резонансная томография показаний на оперативное вмешательство сначала не установила. Когда состояние пациента ухудшилось, после повторной компьютерной томографии было принято решение об операции.
Врачи также рассказали, что Агафонова сначала поместили в другое отделение, потому что в хирургии, куда он должен был попасть, постоянно не хватает мест.
Суд не нашел вины врачей в смерти Агафонова, решив, что оказанная ему медицинская помощь была адекватной.
Акция националистов: задержаны Демушкин и Боровиков
У здания суда в Большом Татарском переулке с утра были усилены меры безопасности, передает корреспондент "Русской службы новостей". Задержаны шесть человек.
Среди задержанных - лидеры движения "Русские" Дмитрий Демушкин и Георгий Боровиков. Демушкину было вручено предупреждение прокуратуры о недопустимости нарушения закона, он пообщался с журналистами, но когда в сопровождении прессы подошел непосредственно к зданию суда, его задержали и отвели в полицейский автобус.
Как минимум двое из задержанных пытались развернуть плакаты, но их увели полицейские, сообщает РИА "Новости".
Ранее Демушкин сообщил "Интерфаксу", что националисты придут к суду, чтобы выступить против вмешательства чиновников из Дагестана в уголовные дела. "Мы считаем дело Мирзаева полностью политизированным с момента вмешательства в него властей Дагестана", - заявил он. Акция не санкционирована властями, но Демушкин утверждает, что этого и не требуется для "народного схода".
Националисты заявили, что освобождение Мирзаева может вызвать новые беспорядки в столице, подобные бунту декабря 2010 на Манежной площади. Тогда ему предшествовало убийство кавказцами футбольного болельщика Егора Свиридова.
Пять экспертиз и загадка смертоносного удара
Согласно материалам дела, инцидент возле московского ночного клуба "Гараж" произошел в середине августа 2011 года. Спортсмен Мирзаев ударил студента Агафонова, тот упал, ударившись головой об асфальт. Он был госпитализирован и через три дня скончался в больнице. Причиной смерти врачи называли отек мозга и последующий отек легких, раздробление мозжечка.
В рамках расследования было проведено пять экспертиз. Специалисты Минздрава, изучавшие материалы дела в ходе последней, заявили, что из-за нехватки компетентности не могут однозначно определиться с взаимосвязью между ударом самбиста и гибелью студента. Прокуратура сочла, что эта взаимосвязь не установлена и вновь попросила суд смягчить обвинение.
Первоначально Мирзаева обвиняли по тяжкой статье о причинении умышленного вреда здоровью, повлекшем смерть. Но в январе 2012 года стало известно, что следователи, основываясь в том числе на результатах трех судебно-медицинских экспертиз, переквалифицировали действия Мирзаева на более "легкую" статью о причинении смерти по неосторожности.
Дело передали в суд, но тот вернул его в Следственный комитет для устранения недостатков. В результате 16 февраля Мирзаеву вновь предъявили прежнее обвинение в причинении умышленного вреда. Однако в ходе прений сторон 8 августа прокурор Юлия Зотова неожиданно попросила суд вновь переквалифицировать обвинение подсудимому на причинение смерти по неосторожности. Она также обосновала необходимость смягчения обвинения заключением медэкспертизы, которая не выявила наличия причинно-следственной связи между ударом Мирзаева и смертью Агафонова. Но первоначальная формулировка обвинения была сохранена.
Сам Мирзаев неоднократно сообщал в суде, что не имел умысла причинить вред или тем более убить Агафонова, и просил прощения у родителей погибшего.
Но отец студента Александр Агафонов бурно реагировал на происходящее в суде, заявляя о том, что никогда не простит Мирзаева. По его словам, он не будет требовать от подсудимого компенсации материального и морального вреда, пояснив, что сам бы дал денег для ужесточения наказания для спортсмена. "Сломал жизни. Расстреляли бы его", - заявил он однажды. А на заседании 15 ноября бросил Мирзаеву: "У Аллаха своего проси прощения, урод!"