В условиях финансово-экономического кризиса государство намерено существенно сократить помощь "трудным" детям и неблагополучным семьям: финансирование широко разрекламированных программ поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, будет сокращено на две трети. Вскоре проект "урезанного" бюджета рассмотрят парламентарии, и практически нет сомнений, что депутаты его утвердят, пишет газета "Время новостей".
Как напоминает издание, 3,5 млрд рублей так и не попали к нуждающимся семьям и детям из-за административной неповоротливости чиновников. В 2008 году специально созданный Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, израсходовал немногим более 1% средств, заложенных в бюджет для реализации его программ.
О финансовой поддержке неполных и социально неблагополучных семей, безнадзорных детей руководители правительства заговорили как о готовом проекте еще в 2007 году. Только в федеральный бюджет прошлого года на эти цели было заложено 5,2 млрд рублей. 26 марта 2008 года Владимир Путин подписал указ о создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
К концу года эта структура, занимавшаяся в основном решением организационных вопросов, израсходовала 62 млн рублей. Первый год работы фонда был полностью посвящен созданию бланков типовых договоров, разработке собственного сайта, определению параметров заявок, которые должны подавать общественные организации и региональные власти, рассчитывающие на поддержку государства.
При этом детских правозащитников, безуспешно пытавшихся предложить свои программы и советы, чиновники призывали подождать и не волноваться. Руководитель фонда Марина Гордеева утверждала, что "выделенные деньги не пропадут", а "перейдут на следующий год". Поначалу так и было, но затем перед правительством встал вопрос о необходимости бюджетного секвестра, и "детские" деньги пошли под нож одними из первых.
Представители фонда говорят, что согласовали урезание средств: по словам сотрудников организации, в их планы в ближайшие два-три года все равно не входило освоение всех бюджетных средств.
Российские правозащитники склонны критиковать чиновников Минздравсоцразвития, Минобрнауки и руководителей фонда за нерасторопность. Однако зарубежные организации, занимающиеся защитой детей, вполне согласны с тем, что торопиться не следует. "Задача этого фонда состоит не в том, чтобы потратить как можно больше денег, а в том, чтобы наладить эффективную систему расходования средств", - заявила координатор программы защиты детей российского представительства ЮНИСЕФ.
После неизбежного секвестра в распоряжении Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, останется 1,7 млрд. Эти средства планируется направить на развитие лучших методик работы с неблагополучными детьми, которые представят на конкурс общественные некоммерческие организации. Кроме того, средства пойдут на три основных направления сотрудничества с региональными властями: профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержку детей-инвалидов и семей с детьми-инвалидами, поддержку детей, преступивших закон.
Как будут распределены по направлениям 1,5 млрд рублей, предназначенных на крупные региональные проекты, решится только 10 апреля в ходе заседания попечительского совета фонда. По всем направлением работа пока в стадии приема заявок, а значит, реально выделять деньги начнут не ранее второго полугодия 2009-го.
"Проблема даже не в сроках, а в идеологии этой организации", - указывает руководитель общественной организации "Право ребенка" Борис Альтшулер. По его словам, за год существования фонда стало понятно, что фонд "никак не может быть идеологическим центром системы защиты детства". По словам Альтшулера, сотрудники фонда умеют оценивать правильность составленной заявки, но понятия не имеют о том, чем занимаются заявители.
Похоже, что пока единственным итогом громкой кампании по борьбе с детской безнадзорностью в России станет решение о "комендантском часе" для несовершеннолетних, отмечает "Время новостей". Накануне депутаты Госдумы приняли во втором чтении законопроект, предлагающий региональным администрациям запрещать пребывание в общественных местах с 22:00 до 6:00 детей и подростков до 18 лет без сопровождения взрослых.