НТВ

Потеря Севастополя вернет Россию в допетровские времена, когда ей приходилось пробиваться в Азовское и Черное моря. Об этом мэр Москвы Юрий Лужков заявил в интервью"Российской газете" в преддверии Дня Военно-морского флота России. В ближайшее воскресенье в Севастополь вылетит делегация московского правительства, чтобы поздравить черноморцев с праздником. Но на этот раз делегацию возглавит не Юрий Лужков, а его первый зам, глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин. Дело в том, что украинские власти в мае объявили Лужкова персоной нон грата, и теперь въезд на Украину ему воспрещен". Украинским властям не понравились высказывания Лужкова о необходимости возвращения России Крыма и Севастополя. Мэр Москвы стал невыездным, но свою точку зрения продолжает отстаивать.

"В день 225-летия Черноморского флота, отмечавшегося в минувшем мае, москвичи отправились в Севастополь, чтобы принять участие в праздновании этой даты. Но сразу же после прилета в аэропорт Симферополя Служба безопасности Украины вручила мне письменное предупреждение, что я могу стать персоной нон грата, если и дальше буду настаивать на возвращении России Севастополя и Крыма. Они думали, что тем самым заставят меня молчать. Но разве я могу молчать?"

"Представьте себе: на Черном море фактически появляется американский флот. Это в корне меняет ситуацию не только в водном бассейне, но и тенденции на Северном Кавказе", - отметил Лужков, отвечая на вопрос, чем грозит России потеря Севастополя. Он критически отозвался о соглашении, согласно которому Черноморский флот базируется в Севастополе до 2017 года.

"Тем, кто готовил его, видимо, казалось, что до этого рубежа еще очень далеко. Но 2017 год оказался весьма близким", - сказал Лужков. По его словам, в результате "Россия неожиданно для себя вдруг оказалась северной страной. "А Севастополь, по сути, передан даже не Украине, а НАТО", - подчеркнул мэр Москвы.

"Куда флоту двигать? В Новороссийск? Но этот порт не приспособлен для его размещения", - добавил Лужков. По его мнению, Россия не может выйти в Черное море даже из Азовского, которое тоже является уже не чисто российским морем, а международным, российско-украинским, потому что Украина "захватила Крым и мыс Тузла и пропускает туда-сюда по своему усмотрению, ибо этот пролив является ее территорией".

Кроме того, мэр Москвы вновь высказался против продления договора о дружбе России и Украины от 1997 года.

"В данном случае речь идет о государственной политике и политиках, а тут уж на Украине никаким братством не пахнет. И не только сейчас, а еще с тех пор, когда еще только заключался этот договор о дружбе. Уже тогда было видно, что там делают с русским языком, русскими школами, русскими театрами, со всей русской культурой, как рвутся в НАТО. Это был 1998 год. Поэтому я в числе еще 23 членов Совета Федерации - вместе с Игорем Ивановым, Евгением Примаковым и другими - проголосовал против подписания этого договора", - отметил мэр Москвы.

Самым же неправильным и опасным в этом договоре, по словам Лужкова, было то, что границы, которые сложились к моменту распада Советского Союза, фиксировались как межгосударственные. "И это при том, что Украина, когда вышла из гражданской войны, имела территорию в несколько раз меньшую, чем имеет сейчас. За годы СССР к ней отошел весь так называемый левый берег. Но для силового давления на Госдуму и на Совет Федерации по поручению Бориса Ельцина был направлен весь административный ресурс. В результате договор "продавили". Надо исправить эту ошибку. Ну не получилось дружбы, так давайте разойдемся и цивилизованно поделим нажитое, как это делают нормальные супруги при разводе. Естественно, без кровопролития", - предложил мэр Москвы.

По мнению Лужкова, сейчас для "развода" наступил подходящий момент, поскольку в этом году истекает срок действия договора. "В нынешнем году истекает срок действия договора. Продлевать его нет смысла. Надо просто предложить Украине сесть за стол переговоров и начать решать вопрос по Крыму и Севастополю, как самый неурегулированный в наших отношениях", - заявил Лужков.

"Ведь даже по Конституции 1936 года (неважно, какой она была - сталинской или не сталинской) прописывались демократические принципы передачи территории от одной союзной республики к другой. А Хрущев, сам выходец с Украины и питавший к ней любовь, о чем можно судить хотя бы по украинским рубашкам, которые он часто носил (носил ли он еще и украинские шаровары, телевидение тех времен не показывало), решение о передаче Крыма принял единолично. Несмотря на то, что его решение было незаконным по смыслу и не было законно оформленным по существовавшим тогда правилам! Впрочем, я думаю, что, если бы в то время провести даже референдум, вряд ли бы он имел успех", – напомнил мэр.

Он также подчеркнул, что в двусторонних отношениях следует исходить не из отношений русского и украинского народов, а из позиции политического руководства Украины.